Ужасная и невероятная. Эволюция решётки радиатора BMW
Модель 303
В 1933 году, всего через шесть лет после того, как компания BMW начала заниматься автомобильным бизнесом, впервые появилась почкообразная решётка радиатора. Компания только начинала разбираться в автомобилях, успев заявить о себе в авиационном и мотоциклетном бизнесе. BMW считает, что больше — значит лучше, но когда-то решётка была элегантным элементом дизайна, а не поводом поспорить в комментариях.
Это был первый BMW с двигателем с прямой шестёркой, который требовал большего охлаждения. Подобные решётки не были совершенно уникальными в то время, но BMW увидел эстетический потенциал в таком дизайне, и вместо того, чтобы придумать что-то новое, производитель воспользовался возможностью усовершенствовать и довести до абсурда уже готовое решение.
За десятилетие BMW выпустил ещё несколько моделей: четырёхдверный седан 326 и спортивный автомобиль 328. Все их версии отличались объёмной решёткой, но компания научилась создавать более элегантный и привлекательный дизайн. Тем не менее «гриль» был массивным, и если сейчас вам не нравится их размер, то благодарить за это стоит те первые модели BMW.
Читайте также
Модель 503
После Второй мировой войны компании потребовалось время, чтобы встать на ноги, и изменившиеся времена вдохновили BMW на отход от удлинённых и вытянутых массивных решёток в пользу более компактных конструкций. Эта тенденция началась с культового спортивного автомобиля 503, который дебютировал в 1956 году. Уменьшенный дизайн позволил добиться большей утончённости: на этот раз на решётке появились только вертикальные планки, а также дополнительные вентиляционные отверстия справа и слева.
Модель 507
Следующее значительное усовершенствование дизайна появилось в том же 1956 году на передней части модели 507. Родстер отличался более прогрессивным внешним видом, в том числе горизонтальными решётками Kidney Grill. Подобный дизайн был обусловлен необходимостью увеличить поток воздуха для 3,2-литрового V8.
Весь дизайн 507-й модели был смелым, а решётка намекала на будущие модели Neue Klasse 60-х годов. Слегка опущенная передняя часть, так называемая «акулий нос», стала характерной для этой модели и более поздних 02, 3, 5 и 7 серии. С этим дизайнерским решением и в последующих моделях сочеталась небольшая решётка, разделённая на две части. В те времена компактные «грили» вошли в моду, и BMW сосредоточился на утончённости.
BMW X5
В 70-х и 80-х годах марка продолжала использовать маленькую решётку с горизонтальными линиями по обеим сторонам, но в 90-х годах произошли изменения, которые превратили её в первые варианты современного спорного «гриля». Почкообразная решётка стала единственным настоящим отверстием в передней части автомобилей 3, 5 и 7 серии третьего поколения, а фары росли по обе стороны, чтобы занять больше места. Этот дизайн ещё больше укрепился в первом спортивном автомобиле марки — X5, который дебютировал в 1999 году и стал толчком к появлению премиальных внедорожников.
Этот общий дизайн сохранился в нескольких поколениях автомобилей, а первые споры начались в эпоху дизайнера Криса Бэнгла, который работал в BMW с 1992 по 2007 гг. Примерно в это время решётки радиатора снова начали расти, вызывая споры критиков и поклонников марки.
Идея с соединением решётки с фарами появилась ещё в те года, а на 3 Серии она сохраняется до сих пор. Размер «гриля» рос, но ещё оставался удобоваримым. За рамки разумного решётки вышли с появлением электромобилей i3 и i8. Оба автомобиля лишились необходимости в функциональных решётках. Тем не менее BMW считал их необходимым визуальным элементом.
3 Series
Решётки росли до невиданных ранее масштабов по мере развития десятилетия. Сначала они были на одной высоте с фарами, а на некоторых моделях, например, 8 Series и Z4, они уже выходили за рамки стандартного расположения. С появлением седьмого поколения 3 Series «грили» стали даже больше, чем фары рядом с ними.
Нигде это не было так очевидно, как в X5, X7 и 7-й сериях, где решётки достигали исключительно массивных размеров. Они перестали быть просто элементом передней панели и постепенно отнимали всё больше площади у других элементов дизайна. На автомобилях 2019 года это не было невыносимо, но всего пару лет спустя BMW снова изменил дизайн «гриля».
Читайте также
Современное воплощение
Сейчас BMW вызывает ассоциации с огромными «ноздрями», которые могут проглотить встречный транспорт. Модели 4-й серии, 7-й серии, M3, M4 и XM отличаются самыми большими вариантами решёток, которые когда-либо видела автомобильная промышленность. Теперь «гриль» получил вертикальный дизайн, соединённый посередине. Это напоминает предыдущие модели, но они вышли за рамки сдержанного характера 60-х и 70-х годов и взяли страницу из справочника по дизайну времён до Второй мировой войны. Глава BMW Design Домагой Дукец заявил, что целью было создать «смелый и уверенный» внешний вид автомобилей.
На данный момент интереснее всего наблюдать за тем, как компания адаптирует эти «ноздри» по мере появления новых электромобилей. Теперь эта часть передней фасции используются в основном для размещения систем предотвращения столкновений и безопасности пешеходов. При этом решётки стали плоскими, что позволяет дизайнерам играть с внешним видом в большей степени, чем когда-либо прежде.
Читайте также
Neue Klasse
Возможности для будущего дизайна безграничны. В концепте седана Vision Neue Klasse решётка не только полностью поглотила фары, но и была встроена в головное освещение автомобиля. Она полностью превзошла своё первоначальное предназначение, превратившись в нечто новое, и в данном случае это менее оскорбительно, поскольку они служат не только эстетической, но и практической цели.
В то же время новый концепт Vision Neue Klasse X, представленный совсем недавно, показывает, как BMW планирует возродить почкообразные решётки. Компактные «ноздри», обрамленные горизонтальными полосами, напоминают о 60-х и 70-х годах, что полностью противоречит современным тенденциям дизайна марки.
Возможно, компания считает, что в будущем найдётся место для обоих стилей, тем более что каждая модель будет иметь свой собственный тип решётки радиатора. Остаётся только надеяться, что BMW, в конце концов, поймёт, что больше — не всегда лучше.