Статьи

Уникальные автомобили СССР: снегоболотоходы НАМИ-0157

НАМИ-0157 — грузовой автомобиль повышенной проходимости, разработанный во времена СССР, который «автомобилем» назвать как-то не получается.

НАМИ-0157 — грузовой автомобиль повышенной проходимости, разработанный во времена СССР, который «автомобилем» назвать как-то не получается.

В далеком 1973 году из недр НАМИ вышел, как это принято сейчас говорить, концепт-кар вот такой необычной конструкции. Проект под названием «НАМИ-0157» разрабатывался в течение 4 лет для нужд нефтегазовой продукции. Для освоения новых месторождений, находящихся в действительно непроходимых и труднодоступных местах, нужны поистине выдающиеся внедорожные характеристики, поэтому у «0157» весьма необычная конструкция: в его основе стоят две коротких гусеничных платформы, соединенные между собой опорно-поворотным устройством. Каждая из платформ могла принять на себя до 8 тонн груза. Резино-металлические гусеницы шириной 970 мм приводились в движение пневмокатками, вместо традиционных стальных катков. Все это позволяло проезжать грузовику практически где угодно. Благодаря своим четырем гусеницам машина могла разгоняться до 30 км/ч практически на любом покрытии (снег, болото, песчаник), а высокая платформа давала возможность преодолевать брод глубиной до 1,8 (!) метра.

Броневики будущего для армии показали Путину.

Но покоритель неизведанных просторов должен быть не только проходимым, но еще надежным и простым в обслуживании, если что-то все-таки вышло из строя. Поэтому в НАМИ прототип максимально был унифицирован с обычными грузовыми автомобилями того времени. От ЗиЛа ему досталась силовая установка в составе двигателя, коробки передач и мостов, а система охлаждения, раздаточная коробка, лебедка, кабина и часть рамы были позаимствованы с серийных моделей Урал.

В 1974 году на испытания была выведена модель с индексом 0157Б, в которая стала еще больше унифицирована с Уралом. Но входе испытаний выявились существенные недостатки в конструкции, и модель была отправлена на доработку.

11 удивительных концептов «АвтоВАЗа», о которых забыли.

В ходе доработок была усилена рама, изменена конструкция движителей, увеличен дорожный просвет. Двигатель от ЗиЛа был заменен на КАМАЗ-740 мощностью в 210 л. с. Позже были еще испытания, которые длились долгих три года, и в 1977 году модель уже с индексом НАМИ-0157М была отправлена в серийное производство.