Три тысячи километров рассуждений
Недавно были опубликованы ежегодные результаты продаж автомобилей. Автопроизводители подвели итоги по всему миру, по каждой стране в отдельности и по регионам. Бестселлером в Европе в 2007 году стал Peugeot 207. В России же француз не смог преодолеть барьер в три тысячи проданных машин. Но почему?
Мы взяли Peugeot 207 на довольно длительный тест и попытались ответить на этот вопрос. Более трех тысяч километров за рулем этого автомобиля позволили узнать "Пежо" во многих ситуациях: узкие улочки, пробки, парковки, магистрали и, наконец, поездка из Москвы в Санкт-Петербург и обратно.
Испытуемый достался нам в комплектации "Sport" со 120-сильным двигателем объемом 1,6 литра и автоматической коробкой передач. Такая машина с дополнительным оборудованием обойдется клиенту, по нашим подсчетам, примерно в 710 тысяч рублей. Эта цена составлена без учета различных сезонных скидок и прочих акций, которыми постоянно привлекает клиентов Peugeot. Базовая версия "Sport" стоит дешевле - 593,5 тысяч рублей, но в ней по сравнению с тестовой машиной будут отсутствовать двухзонный климат-контроль, датчик дождя и света, круиз-контроль, система стабилизации ESP, панорамная крыша, дополнительные лампы в фарах, срабатывающие при повороте, парктроники, CD-чейнджер, задние электростеклоподъемники и ароматизатор воздуха в салоне.
Менталитет
Не только автовладельцы, но и маркетологи крупнейших автомобильных компаний считают, что компактный хэтчбек класса "B" с неагрессивной внешностью в России однозначно воспримут как женский автомобиль. Кроме "207-й" мы знаем еще несколько таких примеров - Mazda2, Opel Corsa, Honda Jazz, Nissan Micra... Каждый раз, представляя такие машины российской публике, производители говорят, что рассчитывают именно на покупателей-женщин. Поэтому, кстати, в лидерах продаж машины с "автоматом".
Так что Peugeot 207 - типичный представитель семейства "женских авто". По крайней мере мужчины за рулем соседних машин не раз догоняли "наш" ярко-красный хэтчбек и заглядывали ему в окна. Правда, увидев за рулем водителя своего пола, ухмылялись и резко давили на газ...
Вот только если оценить "207-й" трезво и непредвзято, то начинаешь понимать, что женских черт в нем, в общем-то, нет. Да и что считать женской чертой в автомобиле? Компактность, экономичный и оборотистый двигатель? Может быть, эффектный дизайн, который позволяет "207-му" затмить любого японского, американского или немецкого конкурента?
Нет, просто мы иногда думаем как кроманьонцы, хотя и делаем вид, что являемся современными европейцами. От автомобилей нам нужны в первую очередь громкое имя, роскошь, мощь и комфорт, ради которых мы можем смириться с тем, что живем в коммунальной квартире и вынуждены выплачивать кредит даже за мобильный телефон. Поэтому все маленькие и компактные машины для мужчин - не машины. Это, скорее аксессуары. Женские. Для женщин, впрочем, тоже.
Внешность Peugeot 207 в версии "Sport" более агрессивна, чем в комплектациях "Premium" или "Trendy". У "спорта" капот и бампер формируют острый "нос", решетка радиатора имеет строение в виде сот, а противотуманные фары - хромированную окантовку. Сзади эту модификацию можно отличить по хромированной насадке на выхлопной трубе, а сбоку - по дизайну 16-дюймовых колесных дисков, но это только в том случае, если вы знаете, как выглядят другие диски Peugeot.
Чем богаты
Стоимость Peugeot 207 полностью оправдывает его стандартное и опциональное оборудование. За 28 тысяч долларов США здесь есть почти все, что свойственно современному "недешевому" автомобилю, не хватает только ксеноновых фар.
Интерьер выверен до мелочей: дизайн передней части салона сложный, но она не выглядит перегруженной. Алюминиевые и хромированные детали добавляют интерьеру элегантности, а приборная панель с белыми шкалами легко читается при любом освещении. Сиденья в комплектации "Sport" имеют удобный профиль, а у спинки хорошая боковая поддержка. Особого шика добавляет панорамная крыша... Вот если бы она еще открывалась!
Сесть впятером можно, но с большим трудом: машина рассчитана на четверых, включая водителя. Сзади пространства немного, однако специальные выемки в спинках передних сидений предоставляют ногам больше свободы.
Багажное отделение по меркам одноклассников просторное - 310 литров при разложенных сиденьях в салоне. Это почти на треть больше, чем у Mazda2 или на 25 литров, чем в Opel Corsa. При сложенных сиденьях в Peugeot 207 поклажи вмещается в 3,5 раза больше, чем при поднятых. И загружать объемные вещи туда вполне удобно благодаря маленькой погрузочной высоте и широкому проему.
Стыковка
В 2002 году концерн PSA Peugeot Citroen заключил с BMW соглашение о совместной разработке и производстве бензиновых двигателей небольшого объема. C тех пор были созданы 1,4- и 1,6-литровые моторы, которыми французы оснащают хэтчбеки Peugeot 207 и Peugeot 308.
"Наш" ярко-красный хэтчбек был укомплектован как раз таким французско-немецким 120-сильным двигателем объемом 1,6 литра с системой изменения фаз газораспределения. Сам по себе мотор очень хороший, и с механической коробкой передач можно было бы на деле почувствовать все его достоинства. Вот только на доставшемся нам автомобиле была не "механика", а адаптивный 4-ступенчатый "автомат" AL4, который нельзя сказать чтобы ухудшил динамику, но однозначно внес в нее некоторые коррективы.
Трансмиссия AL4, в общем-то, неплохая, но уже несколько устарела - в ней всего четыре ступени. Эта коробка была создана в 1997 году совместными усилиями PSA Peugeot Citroen, Renault и Siemens. Тогда еще жив был французский франк, коих на создание AL4 потратили около 2,75 миллиарда (примерно 410 миллионов долларов США). Трансмиссия эта, как уже говорилось, адаптивная, и для Peugeot 207 ее "мозги" были перенастроены для того, чтобы достичь оптимальных экономичности и динамики с новым мотором. А вот компания BMW ставит на MINI Cooper такой же двигатель в паре не с 4-х, а 6-ступенчатым "автоматом".
Коробка "207-й" имеет режим ручного переключения скоростей, но нужда в нем возникает крайне редко. Трансмиссия сама адаптируется к стилю езды водителя и действительно понимает, что он от нее хочет. Плюс к этому у AL4 есть спортивный и зимний режимы. Обычно в зимнем режиме все "автоматы" трогаются со второй или третьей передачи, чтобы избежать пробуксовки. Коробка передач на Peugeot 207 делает то же самое, но не только - при малейшем прикосновении к педали тормоза она перескакивает на ступень вниз и помогает водителю, тормозя двигателем. А в спортивном режиме (его кнопка также находится рядом с рычагом) АКПП держит повышенные обороты и быстрее переходит на пониженную передачу при при нажатии на газ.
Так что к алгоритму работы коробки в городских условиях нет почти никаких претензий. Единственный недостаток - большая "дыра" между передачами, которая отсутствует в более современных "автоматах".
В условиях хорошего асфальта, небольших скоростей и пробок хватает и двигателя, и трансмиссии, и подвески, и салона, и багажника. Порой недостаточно лишь маневренности: при парковке в узких дворах радиус поворота кажется слишком большим. При этом, кстати, руль на "маневровых" скоростях очень легкий - его можно вращать, что называется, одним пальцем.
А еще есть полезная для города функция - ограничитель скорости. Достаточно задать нужное значение, например 60 километров в час, и машина не будет ехать быстрее, даже если водитель попытается разогнаться. В аварийной ситуации эту функцию можно "выключить", вдавив педаль газа в "пол" - "Пежо" станет резко набирать скорость. Правда в самый нужный момент - при обгоне - об этом забываешь, и начинаешь судорожно искать "пульт" слева от руля, чтобы заставить автомобиль "поехать".
"Дальнобой"
С места до ста километров в час "207-й" разгоняется за 11,4 "паспортные" секунды, а его максимальная скорость составляет 195 километров в час. Превосходной такую динамику назвать нельзя: лишь до 60-80 разгон "Пежо" соответствует ожиданиям от 120 лошадиных сил, а вот на на более высокой скорости хэтчбек кажется вялым. Это, конечно, в первую очередь заметно на трассе. А по трассам мы проехали немало - из Москвы в Санкт-Петербург и обратно. Честно говоря, во время этой поездки разочарование сменялось удовольствием не один раз. Качество дороги "М10" постоянно напоминало о себе через "переводчика" - подвеску Peugeot 207. Напоминало постоянно, так как городской хэтчбек для скоростной езды по среднероссийским колдобинам, в общем-то, не предназначен.
Так что о комфорте думать не приходилось. Зато управляемость машины понравилась - жесткое шасси сделало хэтчбек очень собранным.
Усилие на руле возрастает вместе со скоростью - так настроен электроусилитель, благодаря чему реакции на движение "баранкой" становятся гораздо острее, а управление приятным и понятным.
В течение всей поездки нас постоянно донимал звук мотора, который уже после трех тысяч оборотов в минуту становился невыносимым. А на четвертой передаче это около 100 километров в час. Очень хочется перейти на пятую или шестую, а их нет... Так что остается лишь прибавить громкость аудиосистемы. Или включить функцию автоматического увеличения громкости (с ростом скорости).
Жесткая подвеска "207-го" при попадании даже в небольшую яму на скорости прередает на кузов громкий и жесткий удар. Но он, к счастью, сказывается лишь на комфорте пассажиров - сама машина переносит российские дороги безболезненно. За время поездки в подвеске ничего не сломалось, и даже колесные диски с шинами остались целы (в отличие от Volvo V70, чья низкопрофильная покрышка не выдержала первой же ямы на пути в Иваново).
Французские штучки
Общаясь с Peugeot 207 долго, отмечаешь несколько особенностей. Некоторые из них кажутся милыми, другие - несуразными, некоторым можно найти объяснение, а к некоторым следует просто привыкнуть.
Например, шкала спидометра размечена "нечетными" значениями, начиная с 10 километров в час. Причем самых ключевых, (60 км/ч, 120 км/ч) на ней, как раз, нету. Если встречная машина на трассе вдруг мигнула дальним светом, предупреждая о "засаде", приходится вглядываться в приборы, чтобы "сослепу" не превысить. Эта особенность относится к разряду объяснимых, так как в Европе ограничения скорости, как правило, "нечетные" - 50, 70, 110 и так далее.
В базовой комплектации "Sport" магнитола поддерживает формат MP3 (стандарт WMA не читается). За дополнительную плату "Пежо" можно оснастить CD-чейнджером, который будет красоваться пятью прорезями для каждого диска в центральной консоли и собирать всю пыль в салоне. Причем это будет именно CD-, а не MP3-чейнджер. Борцам за качество музыкальных носителей посвящается…
Управляется аудиосистема джойстиком под рулем, примерно такой же есть у Ford Focus, только не справа, а слева. Сказать, что это неудобно, будет неправдой - легко привыкаешь, но кнопки на руле, на мой взгляд, эргономичнее.
Лючок бензобака находится у Peugeot 207 слева, а не справа как на большинстве европейских машин. Почему французы отдали предпочтение "праворульному" расположению горловины - непонятно. Из-за этого на на заправках приходится останавливаться подальше от бензоколонки, чтобы ненароком не задеть ее при открытии водительской двери.
Возвращаясь к теме "женского" авто, у "207-й" есть специальная ниша для "туалетной воды". Она расположена над центральной консолью, туда можно внедрить ароматизатор воздуха и отрегулировать дефлекторы так, чтобы воздух проходил через него. Очень гламурно.
Зеркала заднего вида принесены в жертву дизайну и расположены за форточкой переднего стекла, точнее за рамкой этой форточки. Учитывая небольшой размер этих зеркал, удобными их не назовешь. А в плохую погоду видимость еще хуже, так как боковые стекла и форточки быстро заляпываются грязью из под колес.
Вне сознания
Так почему же не выстраиваются россияне в очереди за Peugeot 207? Она по оборудованию не уступает своим конкурентам, по ходовым и динамическим характеристикам лучше многих, в том числе автомобилей классом выше. Может быть, нелюбовь к ней кроется в ее "женском начале", которое некоторые склонны видеть в изящной и уточненной французской внешности? Наверное, одна из причин неудач "207-й" - слабость бренда Peugeot и других французских марок на российском рынке. А другая - то что мы, в большинстве своем, охотнее тратим деньги на вещи "с виду крутые", не присматриваясь к их сути. Поэтому за 30 тысяч долларов среднестатистический россиянин вместо одного из лучших в классе хэтчбеков скорее купит корейский или японский кроссовер, который по оборудованию и ходовым характеристикам хуже, зато снаружи выглядит внушительнее - почти как "джип", а потом будет говорить, что ему удобнее парковаться на тротуарах. Впрочем, судя по продажам Peugeot 207, можно утверждать, что в нашей стране есть почти 3 тысячи человек, которые думают иначе.