Статьи

Кусок асфальта посреди нигде: почему трасса М-11 далека от готовности

mos.ru

"Автодор" объявил о полном завершении строительства трассы М-11 "Москва - Санкт-Петербург". Казалось бы, теперь-то можно будет добираться до Северной столицы и обратно за адекватное время и за приемлемые деньги.

На самом деле, все не так радужно, как кажется на первый взгляд. Трасса не будет готова вплоть до 2021 года при самом оптимистичном сценарии. Северный обход Твери пока что находится в стадии проектировки.

Пока что приходится с платной трассы съезжать на пресловутую М-10 и двигаться по южному обходу Твери. То есть после недолгого путешествия со скоростью 130 км/ч водителей спускают с небес на землю и буквально окунают в простые русские 60-90 км/ч с населенными пунктами, светофорами и не настолько ровным асфальтом.

А после того, как Тверь останется позади, начинается затяжной прыжок в Питер. На всем этом отрезке нет ни единой автозаправки.

Хотя постойте-ка! Они есть. Это стыдливые лукойловские цистерны посреди грязи и испражнений. Позорное пятно на стройке, которая длится уже почти девять лет. Сам "Автодор" называет их контейнерными заправками и утверждает, что они - временное решение для экстренных случаев. Их решили в экстренном порядке разместить на трассе после того, как в 2018 году десятки автомобилистов остались без топлива на свежем участке трассы.

95-й бензин стоит на них почти 50 рублей, топливораздаточные колонки не всегда исправны, карты (в том числе лукойловские) не проводятся, туалет заперт, а вокруг вонь и огромное количество дальнобойщиков. Еще в мае "Автодор" публиковал обращение к автомибилистам с советом заправлять полный бак перед поездкой по М-11.

Крупнейшие нефтяники жалуются, что топливо почти не приносит им прибыль и заправки выживают за счет продажи кофе, булочек и хот-догов по ценам выше, чем в фудтраках в Парке Горького. Так почему бы не организовать хотя бы через каждые 100-150 км зоны с хорошими АЗС с минимаркетом, пончиками, кофе и нормальным работающим туалетом.

И пусть даже топливо на них будет стоить дороже, чем везде. Подобные островки комфорта, где можно размять ноги, попить кофе, отдохнуть 15 минут и ДАЖЕ заправиться топливом, все равно будут привлекать людей. Особенно тех, кто предпочитает ночные поездки в Питер и обратно.

Хотя в целом трасса оставляет приятное впечатление. Прежде всего, благодаря скорости поездки, времени и потенциалу самой трассы. На данный момент, когда трасса все еще не готова, путешествие в пределах разрешенных скоростей и с парой остановок на 5-7 минут, чтобы отдохнуть и заправиться, занимает всего 6,5 часа.

Но чтобы добраться до пункта назначения не "на лампе", лучше действительно залить полный бак еще в Москве или Питере. Разумеется, есть автомобили, способные преодолеть весь путь на одном баке.

Я проводил пару лет назад такой эксперимент на Volkswagen Tiguan 2,0 TSI. Но нужно учитывать, что ехал я один на пустой машине в режиме, который многие назовут пенсионерским. И тогда не было большей части тех участков М-11, которые сегодня введены в эксплуатацию.

Сейчас же мы ехали на загруженном Volvo XC90 с двухлитровым мотором на 249 сил. В автомобиле было пять человек и слегка загруженный багажник (все же у XC90 он просто гигантский - 720 литров).

Выезжали мы из Москвы ровно в полночь с баком, наполненным на 3/4. Единственный раз мы решили заправиться топливом как раз после первого платного участка - на отрезке южного обхода Твери. После этого нам хватило бензина еще и по Северной столице покататься и посетить несколько популярных и модных мест. Собственно, пока что грех жаловаться, что объезжать Тверь приходится по бесплатной трассе, но с хоть какими-нибудь заправками.

В общем, то, что Автодор называет готовой платной трассой М-11, почти ничем не отличается от "готовых Московских центральных диаметров", которые далеки от готовности. Это пока лишь кусок асфальта посреди нигде и основа будущей трассы, которая просто обязана превратиться в одну из самых удобных альтернатив "Сапсанам". Особенно когда речь идет о путешествиях в компании друзей.