Статьи

Top Gear Russia о суперправах для быстрых водителей

Качество и количество наших равных свобод — что российских, что, к примеру, британских — целиком и полностью определяет самое слабое звено в той человеческой цепи, для которой, собственно, весь этот закон и писан.

Мы привыкли считать равноправие благом. А как же! Приятно ведь, когда женщинам разрешают таскать телеграфные столбы наравне с мужиками, а мужикам — красить волосы наравне с женщинами. Достиг совершеннолетия — иди, скупай водку и сигареты, бросай в урны избирательные бюллетени, женись или выходи замуж по нескольку раз в день независимо от возраста, образования и пола — никто и слова не скажет. Ну, разве что папа с мамой, но кто ж их слушает? Свобода! Равенство! Да, с братством пока сложнее. Хотя в отдельных монастырях, землячествах и группировках и этот вопрос уже давно практически решен.

В школе девочки и мальчики из обеспеченных и не очень семей учатся по одним и тем же букварям. В армии рядовые, сержанты и старшины шагают в одну и ту же ногу. На дорогах все (о’кей, «синие ведерки» не в счет) нарушают одни и те же правила — невзирая на год выпуска и литраж двигателя. И даже десять заповедей две тыщи лет назад были выбиты на скрижалях персонально для всех. Опять же невзирая.

Вот только за торжеством невзирания как-то не очень бросается в глаза жесткая ограниченность всех этих равенств и свобод — за исключением разве что библейских. И я сейчас не о том, что у нас «все равны, но некоторые равнее»: равнее они все-таки из-под полы, де-факто, а не де-юре. Я о том, что качество и количество наших равных свобод — что российских, что, к примеру, британских — целиком и полностью определяет самое слабое звено в той человеческой цепи, для которой, собственно, весь этот закон и писан.

Собираетесь купить ружье или пистолет? Потрудитесь представить восемнадцать справок, что вы не псих и не маньяк, потому что ненормальному кексу нормальное оружие доверять нельзя. Сели за парту — будете проходить «жи-ши» до тех пор, пока их не освоит самый дремучий тупица в классе. Ведь учителю надо научить всех, а все — это и как раз вот этот стоеросовый дружище в том числе. Утром в казарме не уложились в норматив по одеванию? Траншею от забора до заката в наказание будет рыть весь взвод. И плевать, что все остальные наматывают портянки быстрее, чем сгорает полспички, — боеготовность взвода в итоге зависит от самого квелого бойца.

И, уж простите, в аэропорту миллиардам честных пассажиров ежегодно приходится разуваться, а то и нагибаться и раздвигать для досмотра. И не брать с собой на борт ни одного пузырька крупнее глазных капель. И маникюрных ножниц тоже не брать. Потому что на миллиард честных пассажиров обязательно попадется одна сволочь, которая под видом водки пронесет на борт нитроглицерин, а маникюрными ножницами захватит в плен сразу трех стюардесс. Из-за одной паршивой овцы будет страдать все стадо — это самый непреложный из всех законов человеческого общежития.

Разумеется, с Правилами дорожного движения та же история. Это только кажется, что писаны они для всех одинаково: по крайней мере в России они неизменно трактуются с оглядкой на то самое слабое звено. Наши ограничения — все эти загородные «30» и «40», сплошные, двойные, «Обгон запрещен навсегда» — явно рассчитаны на водителя, впервые в жизни севшего за руль — за руль 20-летних «Жигулей» на лысых спущенных шинах, без тормозов и с неработающими осветительными приборами. Причем зимой. Причем на дороге, которую никто и никогда не чистит от снега и льда.

Мне это категорически непонятно. Зачем всюду — что в крупном городе, что в Богом забытом таежном поселке — причесывать автомобильное движение под автомобиль, который не сможет пройти государственный техосмотр, и под дорогу, которая не соответствует ни одному государственному стандарту? Почему на московском ТТК — обзаборенном бетонном желобе без пешеходов и светофоров — скорость ограничена общегородскими 60-ю, и лишь кое-где можно 80? На новом современном автомобиле там легко и 120, и 150, и даже 200. Потому что 200 старые «Жигули» все равно не разовьют?

Почему можно навсегда отдать самый правый ряд неторопливому общественному транспорту — но самый левый нельзя закрепить за умелыми пилотами на быстрых машинах? Кстати, то же и к вопросу об обгонах: Porsche 911 Turbo, к примеру, любые гражданские машины обгоняет, как стоячие. Дистанция для безопасного обгона ему нужна втрое-вчетверо меньше заложенной в ПДД... Дальше объяснять?

Но тут вы справедливо заметите: а где гарантия, что за руль этого Porsche не сядет все то же слабое звено — в помаде и маникюре, например, которое этой своей машины боится больше, чем полиции? Эту гарантию должен дать экзамен «на права». Кажется, не так давно нам уже обещали нарезать наши лаконичные категории на кучу градаций помельче — чтобы мощной машиной по праву управлял лишь подготовленный к ней пилот. Да только сам экзамен останется той же элементарной лабудой — тронуться, сдать задом, заехать в «гараж». Нет, владельцу Porsche, прежде чем он получит право выезжать на «быструю» полосу автомагистрали, надо предложить выполнить определенный норматив на гоночном кольце. И пусть еще продемонстрирует умение, скажем, стабилизировать машину в «коридоре» после внезапного заноса на специальном скид-пэде — подвижной плите, которая сдергивает зад машины, когда колеса оказываются на ней.

То-то бы расцвела в России культура трек-дней! То-то бы начали, как грибы, расти гоночные трассы и автодромы! То-то поднялись бы пилотские школы! Ведь выучиться грамотной езде можно и сейчас, но только по желанию, факультативно. А потом все равно тошнить по дорогам с разрешенными жигулевскими скоростями... А так на машинах по-настоящему грамотных водителей появился бы, к примеру, светящийся зеленый круг — антипод желтого квадрата новичка. Пусть он зажигается, только когда суперпилот сунет в него свои суперправа. И — на быструю полосу, куда медленным въезд заказан под страхом фотографирования камерой и отъема их «деревянного» водительского!

Это ведь будет почище мигалки и блатных номеров, правда? Останется сделать так, чтобы суперправа нельзя было купить. И это, очевидно, самое сложное.

Scriptio: Виталий Тищенко.