Статьи

Тест-драйв новой Skoda Octavia: Смотрите и учитесь

Обычно у автожурналиста есть определенный набор приёмов и уловок, с помощью которых он может за короткий промежуток времени выявить серьезные недостатки тестового автомобиля. В случае с Октавией, как мы ни пытались, за неделю «допросов с пристрастием» нам не удалось докопаться до серьезных минусов автомобиля, и неделя, проведенная в компании чешской новинки, произвела на нас только положительное впечатление.

Обычно у автожурналиста есть определенный набор приёмов и уловок, с помощью которых он может за короткий промежуток времени выявить серьезные недостатки тестового автомобиля. В случае с Октавией, как мы ни пытались, за неделю «допросов с пристрастием» нам не удалось докопаться до серьезных минусов автомобиля, и неделя, проведенная в компании чешской новинки, произвела на нас только положительное впечатление.

Volkswagen для бедных? Да, вы шутите. Именно так реагировал я на вопросы окружающих о новой Skoda Octavia. Те времена, когда чешский автопроизводитель на дорогах был представлен лишь моделями Favorit и Felicia, прошли. Skoda теперь — это синоним качества и надежности за разумные деньги. Сегодня чешская марка — это самый доступный входной билет в мир технологий Volkswagen Group, и билет этот не на галёрку, а на первые ряды. В новой Октавии есть абсолютно всё, что доступно владельцам других марок немецкого концерна — платформа MQB, двигатели TSI, «преселективные» трансмиссии, мультимедиа системы — словом, вы не почувствуете себя обделенными.

Наша Шкода была с самым мощным двигателем 1.8 TSI, механической КПП, в комплектации Elegance и всевозможными пакетами опций. Цена базовой версии — 899 900 рублей. Цена протестированного автомобиля по конфигуратору — 1 159 100 рублей. За Октавию? Почти «лимон двести»? Да! И она полностью оправдывает каждый вложенный рубль. Ведь это самый доступный мотор мощностью 180 лошадиных сил, который вы можете купить в России. Тем более, в пресс-парках обычно представлены лишь топ-модели, которые далеки от разумной достаточности, поэтому каждый может создать Octavia by yourself. А чтобы вам было удобнее, мы расскажем, что из этого изобилия можно выбрать.

Итак, экстерьер. Кажется, что кузов собран по принципу The Best of VAG. Кроме шуток, Skoda напоминает добрую половину всех когда-либо выпущенных автомобилей концерна из Вольфсбурга. Спереди Octavia примерила строгую корпоративную маску с почерненной оптикой, оттого стала походить на Passat и Jetta, но выштамповка на капоте, которая тянется от эмблемы и до лобового стекла — это оригинальная черта лифтбека.

Кстати и сама форма кузова лифтбек — это исключительно чешская форма, которая является фирменной для Шкоды. Сбоку образ динамичен, и если бы не маленькие колеса 16 диаметра, то Octavia поспорила бы за звание самого симпатичного автомобиля в классе. Впрочем, нужно делать скидку, что Шкода никогда не претендовала на вычурность и смелые решения, поэтому в рамках корпоративной политики марки дизайн удался. Корма вызывает ассоциации и с ныне не выпускающимися Audi A6 в кузове C5 и предыдущими кузовами Octavia. Фирменные «подковы» задних фонарей теперь состоят из двух полосок светодиодов. По задумке чешских дизайнеров, теперь количество полосок указывает на ранг модели. То есть в будущей Fabia их будет по одной, а в только что вышедшем Superb — три.

Подстать внешности, которая прибавила в солидности и строгости, изменился и салон. Просто гигантские хода регулировки сидений не оставляют сомнений — здесь будет удобно и первоклашке и баскетболисту. Эргономика салона находится на уровне VW. Здесь просто не может быть неудобно. Вам неудобно в Октавии? Не врите.

Сиденья с комбинацией кожа/ткань анатомически правильной формы, достаточной жесткости, но обладают не сильно развитой боковой поддержкой. При взгляде на сиденья этого не скажешь, но факт остаётся фактом — для быстрых поворотов хочется более выраженной боковой «опеки». Опционное трехспицевое рулевое колесо правильного диаметра и толщины, кнопки-«барабаны» прокрутки сформированы отлично, отвлекаться от дороги, чтобы в них разобраться, вы будете первые пять минут.

Простор на задних сиденьях просто рекордный для класса. Недавно испытанная нами BMW третьей серии обладает куда меньшим запасом «по ногам», хотя в автомобильной иерархии стоит на класс выше. Впрочем, задние места в Шкоде тоже небезгрешны. Слишком короткая подушка заднего дивана будет неудобна в дальних поездках и людям несубтильного телосложения. Центральный тоннель нарочито высок и не оставляет шансов комфортного перемещения третьему пассажиру. В дорогих версиях чехи компенсируют это наличием подогрева заднего дивана и розеткой на 230 вольт.

К чему не придраться, так это к багажнику. Его объем — внушительные 590 литров. Погрузочная высота невелика, пятая дверь оборудована удобной ручкой закрывания. При сложенных задних сидениях объем увеличивается до 1558 литров. Теперь от поездок в «IKEA» не отмазаться тем, что у вас мало места. Поместятся небольшой холодильник и комод. Очень трогательна забота чехов о людях — этот маленький скребок для льда, закрепленный на лючке бензобака, такое я вижу впервые.

Материалы отделки салона не вызывают ощущения экономии. Пластик передней панели мягкий, козырёк над приборами вообще можно мять как тесто, оставили вопросы лишь материалы дверных карт, но место под локоть сделано мягким. Вообще глядя на салон задаешься вопросом, а почему, собственно, Golf и Jetta дороже?

Центральная панель тестового автомобиля щеголяет топовой мультимедиасистемой Columbus. За 58 000 рублей вы получаете мини-планшет, который отличается великолепной графикой, интуитивно понятным меню и очень серьезным функционалом. Подключив свой Iphone по протоколу Bluetooth и вставив флешку с музыкой, я обнаружил, что помимо воспроизведения MP3, система еще запустила слайд-шоу из фотографий с моей карты памяти. Сами фото, как и карты навигации, можно изменить в размерах движением пальцев по экрану к центру или от него. «Фишка» экрана — это сенсорные датчики, которые реагируют на движение руки возле экрана и выводят на него меню. Карты навигации наглядны и подробны, количество POI на километр зашкаливает. Во Владивосток я не ездил, но до Палермо Шкода исправно проложила путь. Помимо этого вы можете просматривать фильмы DVD, выводить данные о расходе, следить за показаниями парктроников и настраивать практически всё, что есть в автомобиле.

Аудиосистема Canton несмотря на наличие сабвуфера и усилителя, звучанием не поразила — на приличной громкости начинают дребезжать дверные панели, а низкие частоты совсем пропадают. Но если вы не претендуете на звание музыкального критика, то шкодовской акустики вполне достаточно. Примечательно, что практически все показания дублируются на маленьком дисплее на панели приборов. Он тоже цветной и обладает хорошей графикой, что очень удобно. Skoda сохранила свой фирменный стиль в оформлении приборов. Радиальная оцифровка спидометра и большое количество рисок затрудняют считывание показаний, и чехи из поколения в поколение не меняют шрифт. Вспоминается ядовито-синяя подсветка автомобилей Volkswagen, от которой немцы в недалеком прошлом отказались. Будем надеяться, что и Шкода внемлет нашим мольбам. В целом салон оставляет приятное впечатление, за исключением некоторых моментов, вроде отсутствия даже в максимальной комплектации подсветки макияжных зеркал в козырьках и отсутствия подогрева руля. Маленькие зеркала, на которые жалуются на форуме владельцев Октавии, лично у меня неудобств не вызвали, тут скорее дело привычки.

Едет новая Octavia 1.8 TSI с ручной коробкой классно. 180 лошадей плюс механика делают из семейного седана практически версию RS. Для тех, кто не знает, версия с самым мощным двигателем оснащается многорычажной задней подвеской, версии 1.2 и 1.4 — неразрезной балкой. Мотора кузову массой 1315 килограммов хватает во всех ситуациях.

Со старта вроде как семейный автомобиль С-класса выстреливает не хуже иного горячего хетчбека. Механическая КПП работает четко, с передачей не ошибешься, и только длинный ход рычага возвращает тебя из болида RHCC в Октавию, на Третье кольцо. Честно говоря, я не понимаю, зачем этому мотору шесть передач. Ему достаточно и трех. Двигатель отлично тянет с 60 километров в час на шестой передаче. Надо сказать, что за неделю пятую и третью я включил пару раз, да и то, только при динамичном разгоне. 7,3 до «сотни» — это отличный результат на уровне куда более мощных автомобилей. Расход составил 10 литров в городе при спокойной езде и 12 литров при активной. На трассе эта цифра опустится до 7,5-8 литров бензина марки АИ-95. Кстати, в багажнике была обнаружена «литрушка» масла. Что это? Забота о журналистах или вынужденная необходимость? Владельцы Октавий предыдущих поколений сказали, что это нормально, что на обкатке автомобиль может потребовать долить масло. Может это и так, но факты повышенного масляного аппетита у некоторых двигателей Volkswagen неоспоримы.

Управляемость не преподнесла никаких сюрпризов. Как я и предполагал, машина управляется так, как должен это делать современный переднеприводный европейский автомобиль. Понятно, безопасно, сбалансированно. Мелкие неровности и небольшие ямы Skoda округло передает в салон, не вызывая никакого дискомфорта. Большие ямы, конечно, передаются с большим звуковым и колебательным сопровождением, но до пробоя дело не дошло. Прямую автомобиль держит четко и непоколебимо, оно и понятно, ведь колесная база возросла до 2680 миллиметров. Повороты... Как легко и живо получается заходить практически на любой скорости в любой крутизны изгибы дороги. Платформа MQB показывает себя в полной мере. Чуть переборщил со скоростью, автомобиль буквально метр-два едет в сносе, затем скользит всеми колесами. Конечно, акцент смещен в сторону недостаточной поворачиваемости, по-другому у VAG не бывает. Всё понятно на уровне спинного мозга, плотная обратная связь на руле и в меру жесткая подвеска отлично подойдут любителю активной езды. Я не знаю, как едет Октавия с торсионной балкой в задней подвеске, но с многорычажкой она едет великолепно. Лишь резина подводит «чешку». Кто-то из маркетологов или представителей российского офиса Skoda приказал ставить на 180-сильный автомобиль 16-ти дюймовые колеса. Для такого задорного шасси размер явно маловат. Чувствуются уводы и размытие реакций при скоростном рулении. Поэтому, мой совет любителям быстрой езды — ставьте семнадцатые колеса на хорошую резину, и автомобиль принесет вам куда больше удовольствия.

Skoda делает все, чтобы у вас не возникало вопросов о стоимости. Шумоизоляция неплохая, только досаждают шумы от колесных арок, адаптивные ксеноновые фары светят прекрасно, попутно меняя яркость светового пучка с разных сторон. И вот получается, что серьезных недостатков в автомобиле от Skoda не существует. Конечно, версии с менее мощными моторами и с более скромным набором опций проиграют нашему авто в комфорте и динамике. Но они и дешевле. Выходит, даже за «базовые» 589 900 рублей вы получаете современный, сбалансированный автомобиль, который своими конкурентными качествами убеждает в успехе. Продуманная эргономика, отличная обзорность, великолепное качество интерьера, интересная управляемость — всё это вы получаете независимо от пакета опций и количества лошадиных сил. Самая популярная на наш взгляд версия 1.4 TSI в комплектации Ambition с трансмиссией DSG стоит 804 900 рублей. Я уверен, что это будет бестселлер на российском рынке, ведь Octavia — одна из самых народных моделей в России, наряду с конкурентами Opel Astra, Ford Focus, Kia Cerato. И обидное ранее клеймо «Фольскваген для бедных» теперь не вызывает ничего, кроме снисходительной улыбки. Сегодня Skoda Octavia — это выбор современных людей, ценящих высокие технологии и умеющих считать деньги.

Scriptio: Александр Синяков.