Тест-драйв мотороллера Cezeta 502.05: верхом на иномарке
С иномарками в прежние времена в стране была напряженка: легковушки зарубежного производства в СССР не продавались. Но двухколесный «импорт» можно было купить прямо в «Спорттоварах». В том числе и такой стильный, как Cezeta.
Своих мотоциклов Страна Советов производила мало. На окрепший после военной разрухи к началу 1960-х рынок работали пять мотозаводов, и их продукция не задерживалась ни в магазинах сети «Спорттовары», ни в точках сельской потребкооперации, ни в системе торговли ОРС (отделов рабочего снабжения) крупных предприятий. В помощь отечественному мотопрому подключили промышленность стран социалистического лагеря. У нас начали продавать 250-кубовые Pannonia и MZ, 250- и 350-кубовые Jawa, 175- и 250-кубовые CZ, а еще мотороллеры Cezeta с мотором объемом 172 «кубика».
Этот вид транспорта как раз становился все более популярным как в Европе, так и в СССР. В последние дни бабьего лета мы покатались на одном из наименее известных, но, пожалуй, самом стильном одноколейном транспорте советской эпохи — чехословацком мотороллере Cezeta 502.
Кузов на двух колесах
Чезет было несколько — существовали модели 501, 502 и каждая еще в нескольких версиях (наш экземпляр — 502/05 De Luxe 1963 года выпуска). Но объединяло их самое интересное из того, что в них было, — кузов. Для всех версий Cezeta (кроме грузовой конечно) он был одинаков — выразительный внешне, функциональный, рациональный с инженерной точки зрения. По традиции тех лет кузов был несущим, сваренным из нескольких крупных стальных деталей, полученных путем штамповки.
Поскольку Cezeta была типичным представителем европейской школы мотороллеростроения, упомянутый кузов — точнее, его наличие — был, помимо всего, и главным отличием мотороллеров Cezeta от мотоциклов CZ.
Одноцилиндровый двигатель для нашего мотороллера модели 502 объемом 171,7 куб. см вместе со сцеплением и коробкой передач позаимствован у байка CZ 450.