Тест-драйв гибридного BMW 5 серии: Парень со странностями
Споры вокруг гибридных автомобилей не стихают с момента появления первого «Приуса»: нужно или нет? Дорого или нормально? Экономично или не очень? Целесообразна ли вообще покупка гибрида?
У BMW есть свой ответ на этот вопрос: экономить они не собираются, о целесообразности они задумываются в последнюю очередь, а цены на свои гибриды баварцы выставляют просто заоблачные. Странно? Не совсем.
Для BMW ее новый гибрид — Active Hybrid 5 — уже третий в модельном ряду. Сначала были Х6 (уже, кстати, снятый с производства) и 7 cерия, теперь пришла очередь «пятерки», а вскоре появится и гибридная «трешка».
Внешне ActiveHybrid 5 мало, чем отличается от обычной «пятерки» BMW: «ноздри» выкрашены в серебро, появились специальные шильдики на задних стойках и крышке багажника, особые «аэродинамические» колесные диски Streamline и уникальная окраска металликом Bluewater.
С виду «АктивГибрид» — это обычный седан. Выдают его разве что особые колеса и «гибридные» шильдики по кузову. Силовая установка — тоже ничего революционного: она построена вокруг трехлитрового битурбо-мотора, работающего на бензине, и включает в себя электромотор-генератор (55 сил, 210 Нм), интегрированный в корпус восьмиступенчатой автоматической трансмиссии, и блок аккумуляторов, который «съел» 165 литров полезного объема багажника. Как и на большинстве «гибридомобилей», электродвигатель здесь работает либо в одиночку, при небольших нагрузках, либо помогает ДВС в ситуации, когда требуется повышенная отдача. На практике это означает, что на невысоких скоростях ActiveHybrid 5 способен передвигаться бесшумно, только на электротяге. Но привыкнуть к тому, как машины разъезжаются на тест-драйв под тихий шелест гальки у отеля, а не под сытый рокот «шестерок», сложно. Непривычно.
Кардинальной разницы в управляемости и динамике между гибридной версией и бензиновой нет. За счет увеличившейся мощности гибрид разгоняется так же напористо, как и обычный седан 535i, но повороты штурмует все же не так яростно. Впрочем, в режимах Sport и Sport+ гибридная «пятерка» хороша: острый газ, быстрые переключения, жесткая подвеска.
Нажмешь на газ чуть посильнее и тут же под капотом оживает бензиновый мотор. Причем делает это он совершенно незаметно: бесшумно и без дополнительных вибраций. Только специальные диаграммы на центральном дисплее всегда показывают, в каком режиме сейчас едет автомобиль, а специальный индикатор экономайзера то и дело намекает на более бережное обращение с акселератором.
А как тут бережнее? Португальские серпантины, призывно петляя по побережью, так и просят отжечь как следует. Искушение слишком велико: долой вяло-экономичный режим ECO PRO, который позволил мне сэкономить «виртуальные» 3,5 километра пробега! Перескакиваю сразу через два положения регулятора — в «правильный» Sport и... узнаю BMW! Но с некоторыми оговорками.
Одно из «чудес», на которые способен гибрид — бесшумное движение при небольших нагрузках. ActiveHybrid 5 совершенно не слышно на малом ходу. До 60 километров в час автомобиль может передвигаться только на электротяге. К тому же, «пятерка» умеет отключать ДВС при движении накатом на скоростях до 160 километров в час в режиме ECO PRO — это так называемый Coasting Mode, «каботажный режим».
Несмотря на то, что суммарная мощность силовой установки гибридного седана выросла до 340 лошадиных сил, а момент — до 480 Нм, «пятерка» BMW получила в нагрузку дополнительные 150 килограммов массы в виде электромотора, аккумуляторов и прочего электрооборудования, что уровняло по динамике обычную 535i и более тяжелый и более мощный ActiveHybrid 5. И это значит, что с динамикой тут все в порядке.
В тоннеле открываю окно, газ в пол и под глухое рычание интеллигентный и необычайно сдержанный до этого гибрид вдруг стремительно бросается вперед. К черту экологию!
Ощутив азартный характер силовой установки хочется набрасываться на связки поворотов, словно натасканный пес, и рвать их в клочья, как это умеет 535i. Но с ActiveHybrid 5 приходится быть поспокойнее: из-за лишнего веса. Такое ощущение, что в машину навсегда посадили пару лишних пассажиров. И даже несмотря на то, что поездка была предельно короткой, я успел почувствовать, что гибрид не так четко следует за рулем, как обычный седан. А в режимах Comfort и Comfort+ на автобане иногда возникала едва заметная раскачка.
Но то, что «пятерка» в новых режимах (из которых исчез Normal) действительно очень комфортна — это правда. А прибавьте сюда отменную шумоизоляцию и получите настоящий автомобиль… не для водителя.
В режимах Comfort и Comfort+ ActiveHybrid 5 как-то не совсем похож на BMW: легкий руль, очень податливая подвеска, раскачка на волнах. Я готов с этим мириться только в самом «задушенном» режиме ECO PRO: тут хотя бы понятно, во имя чего эти жертвы — ради игры в «эко-ралли».
Так для кого же создан этот мощный, солидный и напичканный хайтеком седан? Однозначно не для нас: в России гибрид 5 серии продаваться не будет. Опыт продаж ActiveHybrid Х6 и 7-серии, купить которые не побоялись лишь единицы, показал, что россияне пока не готовы к таким машинам. Да и цена на гибриды от BMW оказалась просто запредельной. ActiveHybrid Х6 стоил на миллион больше самой мощной «пятилитровой» бензиновой версии, а гибрид «семерки» оценивался на 300 тысяч рублей дороже, чем самая шикарная длиннобазная и полноприводная модификация 750Li xDrive... Не самое выгодное предложение.
Интерьер
Знакомый интерьер «пятерки» BMW: великолепное качество, дорогой запах, низкая посадка с четкой эргономикой, великолепные мультиконтурные сиденья, 9-дюймовый центральный дисплей и удобное управление системой iDrive. Придраться не к чему. Сидишь, как влитой, все под рукой.
К «кобре» рычага автоматической трансмиссии, которую многие не полюбили за отсутствие фиксированных положений, на деле легко привыкаешь, и работает селектор теперь без «глюков». Рядом клавиша переключения режимов (ECO PRO, Comfort, Comfort+, Sport и Sport+), электроручник и управление камерами кругового обзора.
Вариант эксплуатации гибридной «пятерки» с личным водителем тоже возможен: «боссу» сзади будет комфортно и просторно. К услугам задних пассажиров отдельный блок климат-контроля, очень удобные карманы в передних сиденьях и откидной подлокотник с подстаканниками.
По грубым прикидкам, ActiveHybrid 5 стоил бы в России около 2,7-2,8 миллиона рублей. И при таком раскладе он оказался бы дороже всех версий «пятерки», кроме топовых 550i и 550i xDrive. Разница в цене с «донором» — версией 535i — составила бы около полумиллиона, а в сравнении с полноприводной версией гибид стоил бы тысяч на 300 больше. И в России, даже при гипотетическом равенстве цен на гибрид и версий xDrive, покупатель скорее выберет автомобиль с четырьмя ведущими колесами, нежели с экономичной силовой установкой. К этому подталкивают и наши погодные условия, и сомнительный вклад в улучшение экологической обстановки, и эфемерная экономия.
- На модели ActiveHybrid 5 инженеры BMW применили ранее не использовавшуюся связку — трехлитровую рядную би-турбо «шестерку» (306 сил, 400 Нм) и электромотор (55 сил, 210 Нм). Суммарная мощность такой силовой установки составляет 340 лошадиных сил, величина крутящего момента достигает 480 Нм. Тяга передается на задние колеса через восьмиступенчатую коробку передач.
- Электромотор интегрирован в единый узел с автоматической трансмиссией и соединен с ДВС отдельным сцеплением. Рабочая температура узла контролируется охлаждающей системой двигателя внутреннего сгорания.
- Литий-ионный аккумулятор, состоящий из 96 ячеек, расположен за задними сиденьями и съедает часть полезного объема багажного отделения. Он имеет емкость 1,35 киловатт в час и интегрированную систему охлаждения. Пооизводитель — американская компания А123. На стоянке и в «каботажном» режиме аккумулятор поддерживает работу электромотора, что позволяет функционировать всем системам (например, системе климат-контроля) при неработающем ДВС. На энергии батарей ActiveHybrid 5 может проехать около 4-5 километров со скоростью не выше 35 километров в час.
Да и насколько ActiveHybrid 5 экономичен? То, что гибрид построен не на с использованием малолитражного мотора, а с изначально мощной и «прожорливой» рядной трехлитровой «шестеркой», говорит о том, что цели существенно сэкономить, как ни странно, никто и не ставил. Но эффект все равно есть. Конечно, добиться паспортных семи литров на «сотню» очень сложно, я бы сказал даже невозможно. Для этого нужно создать идеальные условия движения и ехать, лишь слегка поглаживая правую педаль. И то не факт, что получится.
А реалии таковы, что добиться расхода ниже 10 литров на 100 километров пробега непросто. А уж если пуститься на португальских виражах во все тяжкие, то экономайзер зашкалит, и «пятерка» легко выйдет на свои «родные» 20 литров и больше. Похоже, это не в стиле BMW — делать экономичные гибриды.
Ну и для кого же создан такой «странный гибрид»? Мощнее «донора», но едет также. Сложный, но не настолько, чтобы быть в авангарде. Тяжелый, но динамичный. С электромотором, но не такой уж и экономичный. И при этом — очень дорогой?
Во-первых, для... самой компании BMW, которая таким образом может снизить показатель выбросов СО2 по модельному ряду. Ну а во-вторых, все же для продвинутых и весьма обеспеченных жителей развитой Европы и США. Только там покупатели гибридных автомобилей могут каким-то образом «отбить» свои затраты на покупку недешевой игрушки.
Для любителей попутешествовать или покататься на лыжах — плохие новости. Объем багажного отделения ActiveHybrid 5 из-за аккумуляторной батареи сократился до 375 литров (на 165 литров меньше, чем у обычного седана), а спинка заднего дивана, соответственно, не складывается и лючка для длинномеров не имеет.
Развитое за рубежом льготное налогообложение, дешевые парковки в центре и прочие поблажки и привилегии в адрес владельцев дружелюбных к окружающей среде автомобилей, вкупе с экономией топлива, позволяют найти хоть какой-то смысл в покупке гибридного автомобиля. Не стоит забывать и о нематериальных благах, которые становятся доступными водителям гибрида. Например, в Стокгольме автомобилям, уровень выбросов которых превышает определенный предел, разрешено движение в строго отведенные часы. Но владельцы гибридов (и других машин, признанных «environmentally friendly» — дизели с низким расходом топлива, «газовые» и «биоэтанольные» автомобили) по эти запреты не попадают.
Поэтому все чаще и чаще вблизи бизнес-центров в Европе привилегированное место на парковке занимают именно гибридные автомобили. Вот вам и ответ на вопрос: фактическая экономия + «социальные» льготы + «зеленое» участие = хоть какой-то смысл в покупке гибрида.
Если бы наше государство задумывалось о подобного рода льготах и стимулировало покупателя как к покупке, так и к последующему владению гибридным автомобилем, то, глядишь, нашлись бы клиенты на BMW ActiveHybrid 5, воздух стал бы чище, а трава зеленее. Но пока для нас гибриды — это парни со странностями. Они настораживают. А цены так и вовсе пугают.
Альтернатива
Lexus, пожалуй, единственная компания, которой удается успешно продавать гибриды на российском рынке. Прямой конкурент «пятерке» — модель GS 450h. Пока в автосалонах стоят еще седаны прошлого поколения, хотя уже на подходе новая модель. Суммарная отдача силовой установки на основе 3,5-литрового ДВС составляет 296 лошадиных сил и 368 Нм. Гибридный GS доступен только в «топовой» комплектации Luxury за 2 693 000 рублей.
Гибридная Audi А6 в базовой версии стоит даже дешевле «Лексуса» — от 2 миллионов 685 тысяч рублей. Силовая установка здесь более экономична — 2-литровый турбомотор TFSI и 33-киловаттный электродвигатель (в сумме - 245 лошадиных сил, 480 Нм), состыкованные c 8-ступенчатым «автоматом». В Германии гибридная версия Audi A6 стоит на 10 тысяч евро меньше, чем на BMW ActiveHybrid 5.
Infiniti M35h в России пока не продается. Зато в Германии седан доступен за 56 600 евро. В отличие от обычной модели М37 (с мотором VQ37 объемом 3,7 литра) на гибрид устанавливается 3,5 литровый двигатель VQ35 прошлого поколения, который, к тому же, переведен на цикл Аткинсона. Мощность установки: 370 лошадиных сил и 368 Нм. 0-100 километров в час Infiniti разгоняется за 5,5 секунды.
Технические характеристики BMW ActiveHybrid 5
|Тип двигателя|Бензиновый, би-турбо R6 + электромотор| |Рабочий объем|2968 см³| |Макс. мощность, л.с./об/мин|(общ.340) 306/5800 + 55| |Макс. момент, Нм/об/мин|(общ. 480) 400/1200-5000 + 210| |Тип привода|задний| |Трансмиссия|8-ступенчатая автоматическая| |Передняя подвеска|независимая на двойных рычагах| |Задняя подвеска|независимая многорычажная| |Тормоза|дисковые вентилируемые спереди и сзади| |Габариты (ДхШхВ), мм|4899х1860х1464| |Колесная база, мм|2968| |Снаряженная масса, кг|1925| |Макс. скорость, км/час|250| |Разгон 0 100 км/ч, с|5,9| |Расход топлива (комб.), л/100 км|7,0| |Объем топливного бака, л|67| |Размер шин|225/55 R17 – 245/35 (275/30) R20| |Цена в Германии|от 69 200 € (2 484 550 рублей)|