Статьи4 мин.

Старые отечественные фильмы с крутыми автомобильными сценами

Вспоминаем ностальгическое кино, в котором ездили всерьез и без компьютерных спецэффектов.
Бесконечный «Форсаж», «Гонка», «Ford против Ferrari», «Такси», «Жажда скорости»… Список современного кино о красивых быстрых машинах можно продолжать и продолжать. Но так уж получилось, что многие российские автомобилисты росли не на блокбастерах, а на отечественных фильмах из давно ушедшей эпохи и принципиально другой реальности. Давайте вместе вспомним некоторые советские и постсоветские ленты с погонями, автоспортивными схватками и просто интересной техникой.

«Риск без контракта» (1992 год)

Начнем наш очерк с приключений каскадера и ветерана войны Сергея Громова в исполнении Василия Шлыкова. Одни герои отечественных фильмов после посещения баньки оказывались в Ленинграде, а Громов в… Тольятти. Старый знакомый предложил ему перегнать якобы собранный по спецзаказу ВАЗ-2108. Сергей выполняет контракт и получает задание посерьезнее — доставить своим ходом внутрияпонскую Toyota Celica Camry начала восьмидесятых годов из Владивостока. Путь длинный и опасный, но все сложности покрывает впечатляющий гонорар. Вскоре каскадер понимает, что к машине имеют интерес бандиты на Audi 100, за которыми стоят третьи лица.

«Риск без контракта» показал аудитории, едва начавшей вкушать сладостные плоды зарубежного автопрома, что разнообразие иномарок не ограничивается моделями из Европы. Праворульная Toyota лихо уходит от Audi-«сигары», а в одном зрелищном эпизоде даже перепрыгивает ремонтируемый участок дороги. Кстати, съемки фильма проходили хоть и не в Приморье, но все же на Дальнем Востоке — за Владивосток киношники «выдали» Хабаровск.

«Авария – дочь мента» (1989 год)

Пронзительная драма Михаила Туманишвили о вечном противостоянии поколений никогда не утратит актуальность. Глубоко жизненный сюжет и потрясающая игра актеров делают ее лентой на все времена. В центре истории ученица старших классов Валерия Николаева по прозвищу Авария, которая бурно и сложно переживает переходный возраст среди панков и металлистов. Ее отец, старший лейтенант милиции (его роль блестяще исполнил Владимир Ильин) постоянно находится меж двух огней. По ночам он вынужден вылавливать дружков Аварии, а днем находить общий язык с дочерью.

Валерия все время ищет приключений и в итоге находит их, когда попадает в руки подонков на белой «пятерке». Отцу приходится мстить за поруганную честь Аварии. В финальном эпизоде он на «копейке» преследует «модный» тюнинговый ВАЗ-2105 и таранит его. Негодяи погибают в огне. Дорожная схватка очень жесткая и предельно реалистичная. Никаких спецэффектов в стиле «Форсажа». Все по-настоящему, все всерьез.

«Гонщики» (1972 год)

Советский фильм-легенда со звездным актерским составом рассказывает о гонщиках заводской команды АЗЛК — Иване Кукушкине и Николае Сергачеве. которых великолепно сыграли Евгений Леонов и Олег Янковский. Спортсмены давно выступают вместе, но после трагической аварии на соревнованиях в Альпах дружба и партнерство дают трещину. Сергачев считает, что Кукушкин спелся-сдулся и находит себе нового напарника. Вскоре жизнь вновь сводит их, но уже как соперников.

Фильм не только о машинах. Он о человеческих взаимоотношениях и доверии, предательстве, прощении и взаимовыручке. Впрочем, красивых гоночных эпизодов хватает. Сцены с висящим над пропастью и балансирующим из последних сил автомобилем нередко украшают экшен-картины. Достаточно вспомнить «Миссия невыполнима 2». Но советский кинематограф с успехом продемонстрировал подобное еще полвека назад. И как продемонстрировал – напряженно, реалистично!

«Скорость» (1983 год)

Спросите практически любого киномана про «Скорость», и он начнет пересказывать сюжет блокбастера девяностых с Киану Ривзом и Сандрой Баллок. Величайшая несправедливость, ведь одноименный советский стопроцентно петролхедский фильм сняли задолго до дебюта голливудской ленты! Отечественная «Скорость» интересна как минимум по трем причинам.

Первая — Алексей Баталов и молодой Дмитрий Харатьян в авангарде актерского состава. Вторая — засветившийся в фильме монстр «Игла-09-SR». Это не макет и не муляж, а реально существовавший болид ХАДИ-9 разработки Харьковского автомобильно-дорожного института для установления рекорда скорости на суше. «Игла» имеет длину 11 метров, весит 2,5 тонны и приводится турбореактивным двигателем. Расчетная скорость в 1200 км/ч так и осталась непокоренной – машина не участвовала в рекордных заездах, но «прожигала» взлетно-посадочные полосы аэродромов и участки соляного озера Баскунчак. По некоторым данным, на съемках «Скорости» ее разогнали до 500 км/ч. Третий повод окунуться в прошлое дают зрелищные эпизоды с гоночной техникой. С первых же кадров нам показывают шоссейно-кольцевое соревнование с многочисленными подготовленными «Жигулями» и… хот-родом на базе «Москвич-401». Его пилотировал Гриша, герой Дмитрия Харатьяна.

«Мираж» (1983 год)

Завершает ностальгический обзор экранизация романа Джеймса Хедли Чейза «Весь мир в кармане», снятая на Рижской киностудии. По своей сути «Мираж» — это высококлассный спагетти-вестерн, напряженный и трагичный. По сюжету события разворачиваются в Америке. Группа единомышленников — бандит, ветеран Вьетнама, автомеханик, бывший боксер и рисковая девушка — решают похитить инкассаторский броневик с тремя миллионами долларов. План отчасти срабатывает, но вскоре героям придется сильно пожалеть об этом.

Немалая часть «Миража» снята в Крыму. Неосведомленный зритель и впрямь может принять живописные горные серпантины за калифорнийские пейзажи. Другое украшение фильма — прекрасный ансамбль прибалтийских актеров. Кстати, одного из главных героев сыграл Мартиньш Вилсонс, которого любители «старого» кино отлично помнят по выдающейся экранизации романа Джека Лондона «Морской волк».

А как насчет техники? Ярких погонь в «Мираже» почти нет, зато какие автомобили! Главные герои раскатывают на огромном зеленом купе Pontiac Grand Ville начала семидесятых годов. В эпизодах мелькает полноразмерный седан Chrysler New Yorker и другие «американцы», хотя в основном в кадре европейские машины. Так, в драматичном эпизоде похищения броневика засветилось красное спорткупе Ford Capri. А вот от вида инкассаторской машины зритель может испытать легкий шок — роль крепости на колесах с передовыми системами безопасности досталась… модифицированной «Ниве». Впрочем, это лишь досадная мелочь. Фильм хорош, рекомендуем к просмотру!