Статьи5 мин.

Советские самодельные автомобили: лучшие образцы народного искусства

Вспоминаем шедевры-самопалы, которые кое в чем давали фору серийной продукции.

ГТЩ

В шестидесятые-восьмидесятые годы отечественным автомобилистам, порядком уставшим от скудности выбора легковой техники, оставалось с завистью посматривать на Европу, Америку и Японию. Кто-то лишь вздыхал по иномаркам. Другие же засучивали рукава и разрабатываали модели собственной конструкции. Некоторые самоделки получились настолько удачными, что были достойны места на конвейере.

Рукастые, стремящиеся к самовыражению граждане создавали разную технику, в которой им отказывал отечественный автопром. Государство не противилось народному творчеству, хотя, конечно, загоняло его в рамки. В 1965-м появились «Технические требования к микролитражным автомобилям и мотоколяскам, изготовляемым в индивидуальном порядке», запрещавшие машины длиной более четырех метров и с объемом мотора свыше 900 куб. см. Скорость самоделок не должна была превышать 75 км/ч. Последние правила ввели в 1987 году и регламентировали энерговооруженность — максимум 50 «лошадей» на тонну.

Мы не раз коснемся темы самодеятельного автомобилестроения (самавто) и сегодня отдадим дань уважения машинам спортивного толка.

«Панголина»

Не станем откладывать десерт на потом и начнем наш обзор с одного из самых выдающихся проектов данного формата — с футуристического шутинг-брейка «Панголина» авторства Александра Кулыгина из Ухты, электрика и инженера по образованию. Так мог выглядеть спортуниверсал на базе Lamborghini Countach! Удивительно, насколько тонко и чутко Кулагин уловил стилистические тенденции семидесятых-восьмидесятых. Машина выглядит так, словно над ее стеклопластиковым кузовом трудился не отечественный самодельщик, а именитая итальянская карроцерия.

Панголина

Интересная особенность — подъемные двери гильотинного типа, объединенные с лобовым стеклом и частью крыши. Секция поднималась не вручную, а при помощи электропневмоподъемников. Вопрос с обзорностью назад решало перископическое устройство над водителем.

Панголина

Салон а-ля кабина межзвездного крейсера полностью соответствовал моде той эпохи. Аналоговая панель приборов отдаленно напоминает оформление щитка маслкара Pontiac Firebird третьего поколения.

Панголина

Эстетически «Панголина» была поразительным творением, особенно учитывая время и место своего рождения. Увы, об ее анатомии подобного не скажешь. Несмотря на «среднемоторную» внешность спорткар имел классическую компоновку и базировался на вазовских агрегатах.

Панголина

В восьмидесятые самоделка блистала на выставке в Болгарии и участвовала во всесоюзных автопробегах. Интересно, что она не только сделала Александра Кулагина знаменитым, но и открыла ему путь на АЗЛК. Туда же попал участвовал в проекте «Панголина» Константин Громадзкий. Впоследствии он занял должность главного дизайнера завода.

«Лаура»

Другим самодельным шедевром восьмидесятых стала «Лаура» ленинградских мастеров Дмитрия Парфенова и Геннадия Хаинова. Внешность спорткара сделала бы честь творению заводского конструкторского бюро. Его бы в серийное производство! Салон с полностью кнопочным управлением разными функциями и спортивными креслами впечатлял едва ли не сильнее экстерьера и мог вдохновить автора фантастического романа.

Лаура

Под обтекаемым стеклопластиковым кузовом коктейль из компонентов обычной советской техники. Двигатель от ВАЗ-2105 «поженили» с коробкой передач от 968-го «Запорожца». Привод? Как ни странно, передний! «Лаура» родилась практически одновременно с тольяттинской «восьмеркой». Компоненты «зубила» по понятным причинам достать не удалось, поэтому применили ШРУСы от «Нивы».

Лаура

© pastvu.ru

Передняя подвеска — самодельный McPherson с амортизаторами ЗИЛ-130 и вазовскими шаровыми опорами. Сзади оригинальная схема со стойками и продольными рычагами. Дисковые тормозные механизмы взяты у «Москвич-2140». Поговаривают, что спорткар мог развивать до 160 км/ч.

Лаура

В конце восьмидесятых дороги Парфенова и Хаинова разошлись. Дмитрий внес изменения в свой вариант «Лауры» (машин построили две) и взялся за создание второй, гораздо более современной и продвинутой итерации. К сожалению, планы так и не сбылись из-за ситуации в стране в начале девяностых.

Юна

Спорткар братьев Станислава и Юрия Алгебраистовых — пример удачного дизайна и интересного эволюционирующего инжиниринга. Разрабатывался он в содружестве с братьями Анатолием и Владимиром Щербиниными. Версия купе последних называлось «Сатана» и базировалась на компонентах «Волги».

Юна

В основу легла самодельная пространственная силовая структура. Кузов стеклопластиковый и очень прочный. Оцените строгое изящество интерьера!

Юна

Поначалу «Юна» несла в себе газовскую начинку, но постепенно модернизировалась. Экземпляр Юрия Алгебраистова со временем получил видоизмененную внешность в стиле британского спорткара Lotus Esprit. Отечественный силовой агрегат уступил место мотору объемом 2,8 литра и коробку передач BMW. То был отличный апгрейд для довольно тяжелой машины.

ГТЩ

Братья Щербинины заставили говорить о себе еще в семидесятых, создав спортивное купе ГТЩ (Гран Туризмо Щербининых) с чертами американских маслкаров и европейской экзотики.

ГТЩ

Стеклопластиковый кузов поверх пространственной рамы выглядел не меньше чем на три сотни «лошадей». В действительности спорткупе довольствовалось двигателем ГАЗ-21 «Волга» и к тому же удивительным образом сочетало в себе агрегаты внедорожника ГАЗ-69 и люксового седана ГАЗ-12 (ЗИМ).

Вега-1600 GT

http://auto-junior.info/istoriya/samodelki/vega-1600-gt/

Гран-турер симферопольских мастеров Александра Костина и Виталия Руденко отдаленно напоминает Aston Martin Zagato. В 1988 году он попал на обложку журнала «За рулем» и удостоился отдельного материала.

Вега-1600 GT

© За рулем

С одной стороны анатомия «Веги» традиционна для советских самодельных моделей. Поверх пространственной трубочатой рамы установлен стеклопластиковый кузов. Двигатель и коробка передач от вазовской «копейки», а задний мост представляет собой сборную солянку из частей «Жигулей», «Запорожца» и ЛуАЗа. Но были и оригинальные решения.

Вега-1600 GT

Фишка спорткара — двери, которые не распахивались и не поднимались вверх, а сдвигались в сторону. Отличное решение для посадки и высадки в стесненном пространстве! Вращающиеся на 180 градусов кресла и единственный «дворник» выглядели тоже, мягко говоря, необычно. Технические и дизайнерские решения по достоинству оценили на XX слете самодеятельных конструкторов в Брянске — «Вега» взяла первый приз.

«Орор»

Поразительная двухдверка «Орор» (в переводе с армянского — «Чайка») Генриха Матевосяна, инженера-технолога ереванского производственного объединения «Электрон» — жемчужина самавто. Поразительно, но факт — мастер создавал машину прямо в квартире. На одной из исторических фотографий запечатлен процесс извлечения пространственной рамы с силовым агрегатом от ВАЗ-2101 и подвеской при помощи крана прямо через балкон!

Орор

Конструктивно сткелопластиковое купе напоминало другие самопалы, но имело ряд уникальных технических решений. С подъемными дверьми типа «крылья чайки» на газовых упорах и подъемные фары с электроприводом оно выглядело практически иномаркой. По данным «За рулем», этими особенностями изыски не ограничивались. Матевосян применил регулировки зеркал заднего вида, кондиционер и даже электропривод крепления запасного колеса, которое размещалось под автомобилем.

Орор

Штуковина получилась не только относительно резвой — снаряженная масса в районе 850 кг, мощность немногим менее 70 л.с. — но и надежной. Она проехала более двух миллионов километров!