Статьи

Советские плавающие зенитно-ракетные комплексы

Рассказываем об уникальных трёхосных плавающих машинах комплекса «Оса», созданных более 45 лет назад.

Не так давно мы делали тест-драйв трёхосного колёсного тягача БАЗ-6402 для буксировки ракетных комплексов С-400 — полноприводного, однако все же недостаточно приспособленного для передвижения по бездорожью. Для ракет С-400 это не критично, так как они созданы для борьбы с авиацией противника на большой и средней высотах. А вот для зенитных систем малой дальности такие громоздкие грузовики уже не годятся. Здесь нужна более компактная техника, способная преодолеть любые преграды, в том числе и водные. Сегодняшняя статья — об уникальных трёхосных плавающих машинах комплекса «Оса», созданных более 45 лет назад.

В советские времена БАЗ официально считался изготовителем тяжёлых промышленных тракторов, но с середины 1960-х он являлся ещё и достаточно крупным секретным предприятием п/я Р-6753, выпускавшим автомобили-шасси с колёсной формулой 6×6 для монтажа новых видов ракетного вооружения.

Приняв за основу схему с равноудалёнными мостами и бортовой трансмиссией, в СКБ БАЗ разработали два семейства плавающих машин с несущими стальными корпусами, на которых базировались различные боевые и вспомогательные системы. В своё время они негласно представляли собой высшие достижения Советского Союза и после показов на парадах вызывали на Западе замешательство, которое можно было истолковать как скрытое признание мирового приоритета мощнейшего советского ВПК.

На первом этапе в Брянске в короткий срок удалось самостоятельно разработать и организовать серийный выпуск первого семейства трёхосных корпусных спецшасси серии БАЗ-5937/5939 для несения зенитного ракетного комплекса «Оса».

Семейство БАЗ-5937/5939 (1969 — 1990 гг.)

Первое семейство специальных автомобилей-шасси Брянского завода ведёт историю от правительственного постановления о создании мобильного зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) с шифром «Эллипс», который вскоре заменили на более известный код «Оса». Для повышения оперативности и мобильности все его элементы предписывалось монтировать на принципиально новых плавающих шасси, которых к тому времени ни в Советском Союзе, ни за границей не существовало.

Читать далее на сайте kolesa.ru