Статьи5 мин.

Сотни тон мощи: чем знаменит самый большой карьерный самосвал в мире от БЕЛАЗ

Автомобиль-монстр высотой с двухэтажный дом, электромеханической трансмиссией и грузоподъемностью в 450 тонн.
На расстоянии БЕЛАЗ-75710 напоминает игрушечный желтый грузовик посреди огромной песочницы карьера. Но стоит подойти поближе и перед вами предстанет машина титанических размеров и обладающая возможностями, недоступными обычным самосвалам. В длину он как четыре полноразмерных внедорожника. Мощность дизель-электрической силовой установки сделала бы честь дрэгстеру. Грузоподъемность позволяет за один раз перевести совершенно немыслимую массу. Гарантируем, магия цифр вас шокирует! Но обо всем по порядку.

Немного истории

Белорусский автомобильный завод издавна славится карьерными монстрами. Одним из повелителем железных чудовищ был БЕЛАЗ-75501, который представили 1 июня 1991 года. На тот момент он считался самым большим карьерным самосвалом в истории Советского Союза. Его характеристики слегка меркнут на фоне модели 75710, но все же изумляют. Длина составляет 15 250 метров, ширина — 8000 метров, а высота – 6770 метров. Объем кузова — 110 кубометров. За один раз суперсамосвал мог увезти 280 тонн! Его полная масса — 480 тонн. К слову, максимальная взлетная масса пассажирского самолета Airbus A321 составляет 93,5 тонн. Почувствуйте масштаб личности!

В кабине «генерала карьеров» разработана совместно с гуру техники специального назначения, японской компанией Komatsu. В ней находятся не только опции комфорта (кондиционер, отопитель, магнитола), но также радиостанция, две необходимые великану камеры заднего обзора, система предупреждения о перегрузке со специальным информационным монитором.

Маневрирует гигантская туша благодаря шарнирно-сочлененной раме. Передняя часть поворачивалась относительно задней секции с кузовом на угол до 30 градусов посредством двух гидроцилиндров диаметром 180 мм. Подвеска гидропневматическая.

Силовая установка под стать машине. Она дизель-электрическая и представляет собой комбинацию двенадцатицилиндрового тепловозного 165,6-литрового (!) агрегата с газотурбинным наддувом мощностью 3150 л.с. при 1000 об/мин, тяговых электродвигателей постоянного тока и двухрядного планетарного редуктора на каждое колесо. Компоновка тоже не совсем обычная. Дизель и тяговый генератор переменного тока расположены в моторном отсеке, который висит под кабиной огромной железной «челюстью». Разработчики отказались от более традиционного расположения силовой установки между передними колесами.

Впечатляющая техника, не правда ли? Чудо-машина должна была трудиться в карьерах и устанавливать рекорды производительности. Но, увы, не сложилось. БелАЗ выпустил всего один экземпляр.

Рекорд наших дней

В 2013 году Белорусский автомобильный завод разработал модель с индексом 75710. За ничем не примечательной комбинацией цифр скрывается самый большой карьерный самосвал в мире. Его грузоподъемность составляет — внимание! — 450 тонн! Чудо? Магия?

Как сообщает производитель, всего лишь результат применения новых компоновочных решений, высокопрочных низколегированных сталей для рамы и платформы, а также восьми покрышек размерностью 59/80 R 63. Да, они чуть покрупнее шин на вашем подготовленном лифтованном «уазике»! В январе 2014 года чудище установило рекорд, зафиксированный в книге Гиннесса. Он взял на свои плечи груз в… 503,5 тонны и провез его по полигону. Вдумайтесь в эту цифру.

Полная заявленная масса БЕЛАЗа? Держитесь крепче – 840 500 кг!

Где применять машину с фантастическим обликом и запредельными возможностями? Ответ на это дает сама компания, цитируем: «Карьерные самосвалы БЕЛАЗ-75710 предназначены для транспортирования горной массы в разрыхленном состоянии по технологическим дорогам на открытых разработках полезных ископаемых с различными климатическими условиями.

Могут использоваться на строительстве крупных промышленных и гидротехнических сооружений, при сооружении дорожномагистральных комплексов, а также в технологических подразделениях предприятий перерабатывающей промышленности».

Шины всему голова

Разбор анатомии героя мы начнем, как ни странно, с колес. В случае с легковушками диаметр диска и размерность шины упоминается едва ли не в конце повествования, но у «пауэрлифтеров» мира грузовиков все иначе.

Шины играют одну из ключевых ролей не только в грузоподъемности, но и в компоновке. Каждый «каток» марки Bridgestone — всего их восемь — весит 5,5 тонн, словно два увесистых кроссовера. Давление в колесах контролируется телеметрической системой.

Поворачиваем… мостами

Очевидно, что БЕЛАЗ-75710 не может повернуть как обычный автомобиль с помощью рулевой рейки и других компонентов рулевого механизма. При этом в его конструкции реализован принцип, отличный от такового у шарнирно-сочлененного 75501.

Здесь два поворотных моста, которые обеспечивают радиус поворота в 19,8 метра, на уровне карьерных самосвалов грузоподъемностью 360 тонн. То есть, непосредственно кузов машины остается на месте, а подвижными выполнены сами оси. На каждый мост приходится два гидроцилиндра (об особенностях гидравлической системе читайте ниже). Сперва полностью поворачивается передний, затем — задний.

Рама не как у всех

«Хребет» у белорусского силача тоже довольно необычный. На его изготовление идет высокопрочная конструкционная шведская сталь марки Weldox.

Форму и другие ее особенности предопределили поворотные мосты. Фокус в том, что для каждой оси понадобились шарнирные элементы с подшипниками невероятным диаметром 2,75 метра. Компоненты предоставила немецкая компания IMO.

Электромеханическая трансмиссия

В арсенал супермашины входят два дизельных агрегата MTU DD 16V4000 на «тяжелом топливе» мощностью 2300 л.с. на «брата». Они приводят два тяговых генератора. В свою очередь те передают живительную силу электроэнергии на четыре мотор-колеса. Крутящий момент силовой установки — 9313 Нм при 1500 об/мин.

Два дизельных двигателя задействованы при загрузке. Порожнему БЕЛАЗу достаточно одного работающего ДВС.

Согласно заводским данным, самосвал способен передвигаться со скоростью до 64 км/ч. Очевидно, это поистине эпическое зрелище.

Передние и задние мотор-колеса полностью унифицированные – это позволило оптимизировать количество запасных частей и их номенклатуру, а, значит, сэкономить на эксплуатационных расходах. Кроме того, конструкция редуктора позволяет заменить любую его деталь без трудоемкого демонтажа гигантских шин.

Гидравлическая система

Гидросистема БЕЛАЗ-75710 объединяет рулевое управление, тормоза и опрокидывающий механизм кузова. Таким образом конструкторы уменьшили количество гидравлических узлов в приводе.

Интересно, что при подъеме платформа использует объем масла из рулевого механизма. Как говорит сам производитель, динамичная разгрузка за счет самого мощного гидропривода подъема кузова позволяет значительно сэкономить время при разгрузке самосвала.

Системы безопасности

Когда полная масса превышает 800 тонн, а габариты сопоставимы с небольшим домом вопрос безопасности выходит на первый план. В первую очередь, следует обеспечить целость и сохранность тех, кто находится в прямом смысле под колесами карьерного монстра. Периметр вокруг него контролируется с помощью системы камер кругового обзора. На случай экстренной ситуации предусмотрен очень необычный датчик. Он предупредит водителя о нахождении рядом с автомобилем человека.

Опрокидыванию — в этом случае поставить обратно на колеса технику массой в сотни тонн окажется архисложной задачей — препятствует стабилизатор поперечной устойчивости. На автомобиле данного типа он применен впервые. Наконец предусмотрены пневмогидроаккумуляторы рулевого управления на случай, если рулевая гидравлика прикажет долго жить. БЕЛАЗ не превратится в неуправляемую глыбу, а сможет сманеврировать и не устроить ДТП со своими собратьями.

Кабина и то, что рядом

Рабочее место водителя с регулируемым креслом, климатической установкой и акустической системой выглядит очень цивильно. Но особый интерес представляет не столько салон, сколько расположенное неподалеку специальное оборудование.

Преодолев несколько лестничных проемов вы упираетесь в площадку с кабиной и массивными металлическими ящиками. Центральный содержит оборудование управления электромеханической трансмиссией. Слева от него находится агрегат, отдаленно напоминающий кондиционер. Это установка вентиляции тормозных резисторов.