Статьи8 мин.

Самое необычное оружие в мире: истребитель-паразит и автомат с двумя стволами

Они оказались слишком сложными и дорогими. А, быть может, просто опередили свое время.
Что хорошо для мирной жизни не всегда подходит для войны, где за каждую конструкторскую ошибку приходится расплачиваться человеческими жизнями. Сегодня мы представляем пять очень странных военных изобретений, которые так и не пошли в серийное производство.

Царь-танк

Первая мировая война перед всеми воюющими странами поставила одну задачу – преодоление хорошо укрепленных рубежей обороны. В тяжелейшем для России 1915 году, прозванным годом Великого отступления, конструктор Н.Н. Лебеденко разработал проект колесной боевой машины, получившей прозвище «Царь-танк». Хотя за глаза эту неординарную конструкцию называли «Нетопырь». Лебеденко сумел попасть с самодвижущимся макетом машины на аудиенцию к Николаю II, который пришел в восторг от необычного «крушителя немецкой обороны» и распорядился выделить на постройку опытного экземпляра 210 000 рублей.

Машину Лебеденко собирали близ Дмитрова и в конце августа 1915 года представили на испытания. «Царь-танк» представлял собой 60-тонную машину, отдаленно напоминающую орудийный лафет. Каждое из огромных колес диаметром 9 метров приводилось бензиновым 240-сильным двигателем Maybach, которые сняли со сбитого немецкого дирижабля. Т-образное моторно-боевое отделение находилось позади оси ведущих колес и оснащалось броневой рубкой с двумя 76 мм орудиями и восемью пулеметами «максим». На хвостовой балке машины имелось подруливающее колесо диаметром полтора метра.

На исходе лета 1915 года «Царь-танк» вышел на испытания и поначалу всё шло хорошо: машина уверенно прокладывала дорогу по полям, в лесу, но затем случился конфуз. Подруливающее хвостовое колесо увязло в рыхлой почве, и «Нетопырь» безнадежно застрял. Государственная комиссия поставила изделию Лебеденко «неуд», отказавшись даже рассматривать вопрос о принятии этой машины на вооружение. Соратники Лебеденко попытались оперативно модернизировать «Царь-танк», предлагая форсировать двигатели и увеличить диаметр хвостового колеса, но машина подверглась такой беспощадной критике, что все работы по данному проекту были свернуты.

И это было правильно. Окажись машина на фронте, она вряд ли нанесла бы хоть какой-то ущерб противнику, зато сама, будучи весьма габаритной мишенью, имела все шансы вообще не доехать до передовой. Немецкие артиллеристы с большим удовольствием поупражнялись бы в стрельбе по этому самоходному недоразумению, что закончилось бы гибелью 15 членов экипажа.

Застрявший «Царь-танк» не трогали вплоть до 1923 года, после чего его разобрали на металл. В то время в СССР уже были построены первые советские танки на основе трофейных Renault FT, поэтому «Царь-танк» пустили на металлолом без всякого сожаления.

Подлодка с пушкой от линкора

Во время Первой мировой войны английский флот был самым сильным в мире, а Британия не зря называлась «владычицей морей». В начале ХХ века Англия уже создала один революционный корабль – линкор Dreadnought, давший название целому классу кораблей. Но этого британцам показалось мало, и они построили уникальные подводные лодки класса «М», вооруженные 305 мм орудием. Всего планировалось сделать четыре лодки этого класса, вооружив их орудиями со списанного броненосца Majestic.

При создании этих лодок английские конструкторы верили, что создают очень ценные в боевом отношении корабли. Они предполагали, что подлодки смогут скрытно подходить к вражеским берегам и обстреливать цели с расстояния 19 километров – именно такую дальность стрельбы имели 305 мм пушки. Попадание снаряда в миноносец гарантированно отправило бы его на дно, пары-тройки снарядов за глаза хватило бы крейсеру, да и линкору пришлось бы не сладко от таких «гостинцев». Лодка также была вооружена четырьмя торпедными аппаратами и в случае невозможности использования своей 305 мм пушки, могла действовать торпедами.

На бумаге подлодки «М» класса действительно выглядели как очень ценные боевые корабли, но на деле их боевая ценность свелась к нулю. Все немецкие военно-морские базы прикрывались патрульными судами, имеющими противолодочное вооружение и несущими дозорную службу за десятки километров от своих баз. Для патрульных целей немцы применяли также и вооруженные бомбами дирижабли. Под конец войны Северное море было вдоль и поперек перегорожено минными заграждениями.

Первая подводная лодка М1 вступила в строй в апреле 1918 года и была отправлена на Средиземное море. Вскоре флот пополнили лодки М2 и М3, а М4 решили не достраивать и разобрали на стапеле. Ни одна из лодок не сделала по врагу ни одного выстрела, зато М1 и М2 погибли со всем экипажем уже после войны в результате несчастных случаев. М3 прослужила всего 12 лет, и в 1932 году была отправлена на слом – британское Адмиралтейство банально не знало что с ней делать и в каком качестве её использовать. Про обстрелы вражеских военно-морских баз уже никто не говорил, поэтому лодку переделали в подводный минный заградитель, о боевых качествах которого английские моряки отзывались весьма скептически.

Как и в случае с «Царь-танком», подводные лодки «М» класса оказались совершенно бесполезным оружием, средства на которые были потрачены впустую. Несмотря на то, что подводные лодки всех без исключения стран вооружались артиллерией и после Первой мировой войны, но уже никто не пытался оснащать подлодки пушками от линкоров.

Четырехгусеничный танк

Советская школа танкостроения совершила впечатляющий рывок в тридцатые-сороковые годы. Впрочем, помимо легендарных «тридцатьчетверок», Т-55, ИС-2 и ИСУ-152, советские конструкторы разрабатывали танки, которые заставляли усомниться в их профпригодности.

В 1957 году на Ленинградском Кировском заводе конструктором Л.С. Трояновым был разработан четырехгусеничный тяжелый танк «объект 279». Этот танк должен был заменить тяжелые ИС-2, ИС-3 и ИС-4, которые к середине пятидесятых годов уже устарели, а кроме того, не отличались надежностью.

К плюсам «объекта 279» можно отнести мощное вооружение, состоявшее из 130 миллиметровой пушки и 14,5 мм пулемета КВПТ, и хорошее бронирование. Например, броня башни толщиной 305 мм не пробивалось ни одной из существующих на тот момент противотанковых пушек. Корпус танка имел скошенные броневые плиты, что повышало их снарядостойкость, а сам танк из-за этого походил на летающую тарелку. Но самым главным отличием «объекта 279» были четыре гусеницы. Вернее, два блока с двумя гусеницами каждый. Это позволяло применять 59-тонный танк на любом бездорожье.

Правда, за выдающуюся проходимость пришлось заплатить. Танк получился технически очень сложным и дорогим. Кроме того, четыре гусеницы не позволяли ему маневрировать также, как это делали другие танки. Были и другие минусы – например, были большие сложности с «надеванием» второй и третьей гусеницы.

Не нашел понимания новый танк и у высшего руководства страны. Генеральный секретарь Н.С. Хрущев вообще не жаловал тяжелые танки, а уж такие неординарные как «объект 279» и подавно. Кировский завод изготовил всего один экземпляр танка, который в настоящее время экспонируется в Кубинке.

Истребитель-паразит

С разработкой в середине сороковых годов бомбардировщиков с межконтинентальной дальностью полета, командование американский ВВС озаботилось проблемой их истребительного прикрытия. Все существующие на тот момент истребители не могли сопровождать бомбардировщики продолжительное время. Проведенные расчеты показали, что создание специального дальнего истребителя сделало бы его тяжелым и маломаневренным, поэтому в воздушном бою шансов у него было немного. Решение проблемы американцы подсмотрели у немцев, которые ещё в Первую мировую войну защищали свои дирижабли путем подвески под ними истребителей. В случае угрозы со стороны вражеских самолетов, немецкие истребители отцеплялись от дирижабля и вступали в бой.

Подобный истребитель-«паразит» и был создан в 1946 году фирмой McDonell. Назывался он XF-85 Goblin. Компактный реактивный самолет длиной всего 4,5 метра и с размахом крыльев 6,4 метра должен был помещаться в бомбоотсеке бомбардировщика B-36. Крылья истребители при этом складывались, а хвостовое оперение напоминало оперение управляемой ракеты.

XF-85 Goblin с помощью стыковочного крюка цеплялся за раскладную рампу, которая отводила истребитель от бомбардировщика на расстояние пять метров, после чего он запускал двигатель и отстыковывался. По завершении задачи, «Гоблин» подлетал к рампе и цеплялся за неё крюком и убирался в бомбоотсек бомбардировщика. Посадка на аэродроме предусматривалась лишь в экстренных случаях, так как дефицит места внутри фюзеляжа не позволил снабдить самолет нормальным шасси и садиться ему приходилось на брюхо.

Несмотря на миниатюрные размеры, истребитель развивал приличную для тех лет максималку в 1040 км/ч и мог вести воздушный бой в течение получаса. Вооружение истребителя тоже было приличным – четыре 12,7 мм пулемета, которые в перспективе планировалось заменить на 20 мм пушки. Для первого полета, который состоялся в 1948 году, был использован переоборудованный бомбардировщик В-29 и в целом все прошло неплохо, но вот пристыковаться к рампе «Гоблин» не смог. Из-за сильной турбулентности истребитель выполнил несколько безуспешных попыток зацепиться крюком за рампу, но кончилось все тем, что в один из заходов был разбит фонарь кабины и пилот предпочел посадить истребитель на аэродроме.

В последующих полетах все же удалось пристыковаться к рампе, но эта операция была настолько сложной и опасной, что выполнять её могли только летчики экстра-класса. Оценив результаты испытаний, командование ВВС пришло к выводу, что сама идея использовать истребитель-«паразит» является тупиковой, хотя и технически осуществимой. Дальнейшие испытания «Гоблина» были прекращены, проект был закрыт и финансирование остановлено.

Автомат с двумя стволами

В конце семидесятых годов, по требованию Министерства обороны СССР, советские конструкторы стрелкового оружия начали разработку перспективных автоматов, которые пришли бы на смену АК-74. Одним из главных условий конкурса было улучшение кучности стрельбы.

Совершенно неожиданно в финалисты, наряду с автоматом Г. Никонова АН-94, прошел «неформатный» автомат с двумя стволами АО-63, разработанный конструктором П. Ткачевым. Он показал не только хорошую кучность стрельбы, но и совершенно фантастическую скорострельность 6000 выстрелов в минуту. Автомат оснащался трехрядным магазином, рассчитанным на 45 патронов калибра 5,45 мм, и имел много общего с АК-74, что позволяло начать его выпуск в сжатые сроки.

Вместе с тем военным не понравилась концепция автомата, его сложность и общая «избыточность». Такая скорострельность была не нужна, как и два ствола, трехрядный магазин также не вызвал понимания, к тому же оставались сомнения в общей надежности автомата. С куда большим пониманием военные отнеслись к автомату Никонова АН-94, который и стал победителем конкурса. Правда, преемником АК-74 ему стать было не суждено. Для призывной армии автомат оказался сложным и требовал от солдат определенной квалификации. Поэтому АН-94 выпускался всего 10 лет, с 1998 по 2008 год, после чего его производство было прекращено и, судя по всему, возобновляться больше не будет.