Статьи

Росавтодор превратил федеральную трассу М-4 "Дон" в транспортную ось страны

Реконструкция трассы М4 «Дон». Фото с сайта buildernet.ru

Для главной курортной трассы страны минувшее лето стало настоящим испытанием. Ей и в обычное время нелегко от серьезных перегрузок, а уж в сезон отпусков, когда к морю устремляется многотысячная армия отдыхающих, и подавно. В самые напряженные летние месяцы этого года М-4 "Дон" пропускала до 40 тысяч автомобилей в сутки, а в пиковые часы - до 75 тысяч.

Для главной курортной трассы страны минувшее лето стало настоящим испытанием. Ей и в обычное время нелегко от серьезных перегрузок, а уж в сезон отпусков, когда к морю устремляется многотысячная армия отдыхающих, и подавно. В самые напряженные летние месяцы этого года М-4 "Дон" пропускала до 40 тысяч автомобилей в сутки, а в пиковые часы - до 75 тысяч.

Учитывая рекордно высокие температуры этого лета, ситуация была особенно сложной. Асфальт становился мягким и плавился, как следствие, на некоторых участках возникала колейность и другие повреждения, что потребовало от дорожников дополнительных усилий. И все же реконструкция трассы, связывающей столичный регион с Югом России, шла по намеченному графику. Результаты работы можно заметить уже сейчас - на федеральной магистрали становится все меньше участков, которые как бутылочное горлышко сдерживают поток движущегося транспорта, увеличивается пропускная способность М-4, снижается аварийность.

Полную реконструкцию планируется завершить до 2015 года. Автомобильная дорога будет доведена до норм 1 категории на всем ее протяжении.

А начиналось строительство федеральной трассы "Дон" еще в конце пятидесятых - середине шестидесятых годов прошлого столетия, и проектировалась она в соответствии с нормами третьей технической категории с шириной проезжей части семь метров и земляного полотна 12 метров. По тем временам это был достаточно передовой проект. Магистраль была рассчитана на пропуск эксплуатировавшихся тогда автомобилей с нагрузкой на ось 6 тонн и на обслуживание движения в 3000 автомобилей в сутки. К 2004 году отдельные участки автомобильной дороги были доведены до норматива первой категории с 4-6 полосами движения.

Прослужив верой и правдой несколько десятилетий, трасса перестала отвечать современным требованиям. На смену "газикам" и "москвичам" пришли джипы, двухэтажные автобусы и длинномерные фуры. Значительную часть транспортного потока теперь составляют тяжелые грузовые автомобили и автопоезда с нагрузкой на ось, в два и более раза превышающие ту, на которую первоначально была рассчитана дорога.

Существенно возросла интенсивность движения по трассе М-4 "Дон", летом она увеличивается еще в 1,5-2 раза. В месяц по наименее загруженным участкам проезжает почти полмиллиона автомобилей. На тех отрезках, где движение более интенсивное, - 1,5 миллиона автомобилей. Иными словами, на самых напряженных сегментах магистрали трафик достигает 50 тысяч автомобилей в сутки. При такой интенсивности движения невозможно обеспечить максимально разрешенную правилами ГИБДД скорость передвижения транспортных средств.

Пожалуй, среди всех федеральных трасс именно М-4, до недавнего времени, принадлежала сомнительная "пальма первенства" по степени общей необустроенности и высокой аварийности.

Активная работа по реконструкции М-4 была начата в 2007 году. Именно тогда Министерством транспорта РФ было решено, что от Москвы до побережья Черного моря должна пролегать дорога первой категории с четырьмя - восемью полосами движения и разделительной полосой. Только тогда эта магистраль вновь сможет удовлетворять запросы частных автовладельцев и транспортных организаций.

Состояние дорожно-транспортной сети является одним из базовых условий эффективной экономики любого региона. Например, протяженность М-4 в границах Ростовской области составляет 342,5 километра, из них более 268 километров представляют собой современную четырехполосную автомагистраль. Для области это основная транспортная артерия, которая во многом формирует тенденции экономического развития Дона. Значение федеральной автомобильной дороги М-4 превышает узкорегиональные интересы, поэтому на ее реконструкцию были брошены серьезные материальные и трудовые ресурсы.

- В настоящее время в Ростовской области идет напряженная работа по реконструкции дороги на двух участках: в Каменском и Тарасовском районах, - рассказал мастер строительно-монтажных работ одной из подрядных организаций Владислав Кривошлыков. - В Чертковском и Миллеровском районах участки трассы уже введены в эксплуатацию. Бригада обеспечена самой современной техникой: автогрейдеры, бульдозеры, автопогрузчики, экскаваторы, асфальтоукладчики - все, что сейчас применяется в дорожном строительстве, у нас есть. Работы идут по графику, в котором расписан каждый день.

В целом технические параметры дороги уже приближаются к современному уровню с учетом возрастающей интенсивности движения, а также к требованиям, предъявляемым к магистралям, обеспечивающим межрегиональные транспортные связи.

На большинстве участков М-4 проложены четыре полосы движения: по две в каждом направлении. Дорога включает в себя глубокие обходы крупных городов. Помимо собственно строительства и капитального ремонта асфальтового покрытия идет работа по оснащению аварийно-опасных участков средствами видеонаблюдения и пунктами экстренного вызова спасательных служб. В число приоритетных целей проекта входит обеспечение скоростной связи субъектов Центрального федерального округа с Северным Кавказом, портами и курортной зоной Азово-Черноморского побережья, повышение безопасности движения, конкурентоспособности транспортной системы РФ и реализация транзитного потенциала страны, а также повышение качества транспортных услуг, предоставляемых пользователям автомобильной дороги.

Вдоль трассы появятся многофункциональные зоны дорожного сервиса, соответствующие нормам, принятым в Евросоюзе. Дорога будет оснащена информационными табло, современными указателями и дорожными знаками.

Однако сегодня, после передачи трассы в ведение ГК "Автодор", часть магистрали (по предварительным данным, около 40 процентов дороги - 662 километра) может стать платной. Предполагаемый тариф - один рубль за километр для легковых транспортных средств - именно такой сейчас применяется на отрезке магистрали у села Хлевное в Липецкой области. При этом обязательно будут предусмотрены альтернативные бесплатные маршруты.

В рамках реконструкции М-4 "Дон" предполагается осуществить строительство автомобильной дороги Краснодар-Абинск-Кабардинка, которая обеспечит кратчайший выход грузопотокам с Новороссийского транспортного узла. Данный проект будет реализован на основе концессии. Общий объем инвестиций в строительство дороги в 2010-2015 годах составит 228 миллиардов рублей, в том числе за счет внебюджетных средств - 67,5 миллиарда рублей.

- Реконструкция М-4 "Дон" предусмотрена Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", - сказал руководитель Федерального дорожного агентства Министерства транспорта России Анатолий Чабунин. - Эту дорогу можно считать основной вертикальной транспортной осью страны. Особую значимость проект ее реконструкции приобрел в связи с предстоящей Олимпиадой в Сочи в 2014 году, развитием столицы будущих Игр как горноклиматического курорта. Именно по этой автомобильной дороге в настоящее время перевозится основное количество грузов, необходимых для строительства олимпийских объектов. Также она очень важна в контексте модернизации Новороссийского морского порта.

#### В тему Федеральная магистральная автомобильная дорога М-4 "Дон" имеет протяженность 1517 километров и пересекает территорию семи субъектов Российской Федерации. Эта дорога обеспечивает без пересечения государственных границ транспортные связи Центрального, Северо-Западного, значительной части Приволжского федеральных округов с Югом России, морскими портами Черного и Азовского морей, крупнейшими курортными районами. Трасса является важнейшей составляющей одного из основных автодорожных коридоров России: Мурманск - Санкт-Петербург - Москва - Ростов-на-Дону - Новороссийск - Сочи. Дорога входит в состав международного Критского транспортного коридора "Север-Юг", соединяющего страны Скандинавии и Балтии с Закавказьем, Ближним и Средним Востоком и является одной из главных магистралей страны, которая обеспечивает проезд из центральных регионов России к Черноморскому побережью.

Scriptio: Мария Бровкина.