Статьи4 мин.

Причины, по которым большинству водителей не нужны быстрые внедорожники

На самом деле для массового потребителя необходимость покупки скоростного SUV — лишь иллюзия

© Lamborghini

Почему быстрые внедорожники — это очень плохая идея. Мода на внедорожники массово стартовала в конце 90-х гг. с появления Mercedes-Benz ML W163. Затем свои модели выпустили и другие именитые производители. В то время внедорожники создавались для покорения сложных дорог и настоящего оффроуда. Сейчас большинство внедорожников трансформировались в эффектные кроссоверы, которые едва ли могут проехать по просёлочной дороге. Сейчас мода диктует другие правила — автомобилисты выбирают производительные, быстрые и динамичные SUV вместо реальных покорителей бездорожья. В итоге рынок наполнился спортивными кроссоверами, которые на самом деле не нужны большинству водителей.

Безопасность

Самый большой парадокс внедорожников заключается в том, что многие покупают их из-за безопасности, которую они обеспечивают. Но на самом деле SUV намного менее безопасные, чем спортивные автомобили. Одна из причин заключается в высоком центре тяжести, из-за этого внедорожник становится менее устойчивым на дороге. Высокие автомобили даже с жёсткой спортивной подвеской гораздо легче переворачиваются в авариях или при резком изменении направления движения.

Присущий внедорожникам высокий центр тяжести ещё означает невозможность плавного переноса веса, чем так славятся легковые автомобили. Сложные системы безопасности делают свою работу, но в большинстве случаев даже быстрые внедорожники не способны имитировать ходовые качества спортивного автомобиля.

Экономичность

Как правило, внедорожники обладают худшей аэродинамикой по сравнению с легковыми автомобилями. То есть SUV больше старается «рассекать» воздух при движении. SUV выше и тяжелее. На аэродинамический коэффициент в том числе влияет высокий дорожный просвет, который у внедорожников больше, чем у обычных автомобилей. Естественно, это приводит к тому, что внедорожники менее экономичны. Особенно это заметно на примерах легковых и внедорожных моделей, которые созданы на одной платформе. Alfa Romeo Stelvio построен на базе седана Giulia. Оба автомобиля получили одинаковые трансмиссии. «Заряженная» 280-сильная Giulia потребляет около 7 л на 100 км. А внедорожник Stelvio — уже около 9 л/100 км.

Размеры

Даже самые быстрые внедорожники — это всё ещё не спортивные автомобили. Сочетание больших размеров с огромными колесами часто оказывается невыгодным для городских улиц. Колея на полосах для движения, как правило, оказывается уже, чем колёсная база внедорожника, поэтому автомобиль вынужден то и дело «соскальзывать» в неё. В мегаполисах сложнее припарковать громоздкий автомобиль — парковочные места то по длине, то по ширине оказываются малы. В случаях, когда нужно объехать препятствие на полосе, приходится полностью выруливать в другую полосу движения вместо того, чтобы проскользнуть между ними.

© Audi

Видимость

Высокая посадка и большое количество окон должны улучшать обзорность, но из-за размеров внедорожника этого недостаточно. Это особенно актуально для SUV с квадратным дизайном кузова. Водителю просто не видно, что скрывается под капотом — дети, животные, мячики, ямы. Для спортивных внедорожников характерны подушки безопасности, спрятанные в передних и боковых стойках автомобиля — шторки. Это, безусловно, важный элемент, но ещё и ухудшает обзорность, расширяя стойки перед глазами водителя. В итоге автомобилист может не заметить за ними человека, велосипедиста или другие препятствия.

Управление на скорости

Некоторые современные внедорожники способны тягаться с суперкарами, особенно когда речь идёт о времени разгона до 100 км/ч. Например, Porsche Cayenne Turbo GT 2022 года выпуска разгоняется до «сотни» за 3,2 секунды и развивает максимальную скорость 300 км/ч. Для сравнения, аналогичный по мощности и гораздо более легкий Porsche Carrera GT разгоняется до 100 км/ч за 3,5 секунды.

Однако из-за более высокого центра тяжести, худшей аэродинамики и большего веса внедорожники менее послушны на высоких скоростях, не говоря уже о том, что им труднее разгоняться после 16 км/ч. Ситуация ухудшается, когда водитель пытается изменить направление движения на высокой скорости, так как внедорожникам не хватает уравновешенности обычного мощного автомобиля.

Внедорожные способности

Как бы производители ни называли свои модели, но спортивные внедорожники едва ли могут хорошо продемонстрировать себя на оффроуде. Даже новые знаменитые «проходимцы» от Land Rover рискуют поцарапать свой дорогущий хром и металлическое покрытие кузова, пробить модные низкопрофильные шины, погнуть сияющие легкосплавные диски. На самом деле большинство современных внедорожников, как производительных, так и нет, являются лишь бледной имитацией своих суровых предшественников, которые без проблем могут отправиться в болота, броды или грязи. Современные внедорожники слишком спортивны и всё же ориентированы на трассу. Поэтому не стоит обольщаться названием «внедорожник» для, например, Lamborghini Urus. За ним даже не придётся вызывать трактор, чтобы вытащить из глубоких грязей, потому что Urus едва ли доберется даже до начала хоть какого-либо бездорожья.

Производительность

Поскольку производители автомобилей устанавливают один и тот же двигатель на различные модели, становится ясно, где конкретный силовой агрегат работает лучше всего. Двигатель V8 Hellcat от Chrysler используется в самых разных моделях, среди которых Dodge Challenger и Charger. При мощности 717 лошадиных сил и 881 Нм крутящего момента оба автомобиля разгоняются до «сотни» на 0,3 секунды быстрее, чем Jeep Trackhawk, оснащенный тем же V8. Полный привод Trackhawk помогает ему быть более устойчивым, но разница в 19 км/ч в скорости на трассе в пользу Challenger говорит об аэродинамическом преимуществе легковых автомобилей по сравнению с внедорожниками.