Статьи

Почему стоит опасаться каршеринга

Идея с поминутной/почасовой арендой автомобиля — штука полезная и нужная. Недаром весь остальной цивилизованный мир ею давно и успешно пользуется. Рассмотрим подробно явление каршеринга в российских условиях.

Идея с поминутной/почасовой арендой автомобиля — штука, в общем-то, полезная и нужная, недаром весь остальной цивилизованный мир ею давно и успешно пользуется. Конечно, полноценной заменой собственному автомобилю каршеринг быть не может. Но для тех, кто по определенным причинам не хочет или не имеет возможности приобрести свою машину, а ездить за рулем иногда вынужден — самое то. И голова не болит по поводу страховок, налогов, техосмотров, сервисов, резины, топлива, резидентных разрешений, оплат парковки, внутридворовых шлагбаумов и прочих атрибутов жизни рядового автовладельца. Вместо всего этого нужен только смартфон с приложением и привязанная к нему банковская карта. Красота? Не то слово. А теперь возьмем лупу и рассмотрим явление каршеринга в российских условиях попристальнее. Конечно, совершенно не факт, что всякий пользователь поминутной аренды автомобилей сталкивается с неприятностями, но кто предупрежден — тот вооружен.

Система заработала несколько лет тому назад, но гром среди ясного неба грянул в январе прошлого года, когда пользователю, попавшему на каршеринговом автомобиле в ДТП, насчитали 588 тысяч рублей за все — штраф, ремонт, экспертизу и т.д. При том, что на тот момент новый «Солярис» с такими же ТТХ стоил 537 тысяч. Тут-то и выяснилось, что никакого КАСКО у машины нет. В условия аренды срочно внесли пояснения, и теперь пять компаний, работающих в Москве, предлагают более-менее одинаковые условия: минута стоит 7-10 рублей, машины — В-класса (но есть и исключения в виде Smart ForTwo/ForFor и BMW 116i), страховка — КАСКО с безусловной франшизой. Последнее означает, что в случае ДТП по вашей вине и в зависимости от ущерба вы заплатите эту самую франшизу в размере 10-150 тысяч рублей компании-арендодателю. И не забываем: время простоя автомобиля по вашей вине после ДТП (экспертиза, ожидание запчастей, ремзона и т. д.) оплачиваете тоже вы! А соберетесь заплатить как-нибудь потом, перечитайте еще раз договор: там встречаются фразы в духе «Компания может уступить свои права по взысканию задолженностей, образовавшихся за Пользователем по настоящему Договору, любым третьим лицам...». Кто такие коллекторы и чего от них ожидать, знают все.

Далее пошли претензии помельче, но разнообразие их не радует. В договорах всех компаний прописано, что перед началом пользования вы обязаны осмотреть автомобиль и сообщить оператору об обнаруженных недостатках или повреждениях. Начнем с кузова. Как его, интересно, осматривать, если на нем толстым слоем — смесь из реагентов, снега и грязи? Да и темнеет зимой рано. Но если есть царапины, а вы не доложили «по инстанции», их запишут на ваш счет. Кстати, если вы завершили аренду, закрыли автомобиль и ушли, а потом кто-то его задел и уехал — это тоже ваша головная боль.

Юрист Сергей Смирнов: «Если не хотите возможных неприятностей после завершения аренды сфотографируйте автомобиль или снимите круговое видео с привязкой к местности и с фиксацией даты и времени и отошлите материал оператору. Если же ваш гаджет не поддерживает эти функции, ищите свидетелей». Грубо говоря, припарковались возле условной парикмахерской — просите сотрудников осмотреть и зафиксировать целостность кузова. Три человека вас пошлют куда подальше, четвертый согласится.

Теперь о содержимом бардачка и уровне топлива. Если чего-то не хватает, придется опять сигнализировать в центр. Пустой бак — ваша проблема, хотя вообще-то положено оставлять не менее четверти. Заправки годятся далеко не все, и нужная может оказаться совсем не по пути и в немалой удаленности, но таковы правила игры: вы обязаны доложить оператору и ехать заправляться. За этот подвиг полагаются бесплатные минуты, но начислять их частенько забывают.

Наконец, самая «нажористая» тема — программное обеспечение. Работой парковочного приложения и системы оплаты парковки через SMS давно все насладились. Приложения каршеринга вызывают у клиентов не меньше нареканий, но с той разницей, что счетчик тикает постоянно. Пользователи не могут завершить аренду — приложение тупит и «не видит» рычаг АКПП, переведенный в «паркинг». Плюнув, завершают через оператора, но потом выясняется, что аренда почему-то продолжается. Зависший в результате неоплаченный счет не позволяет дальше пользоваться услугами каршеринга. Иногда приходят ошибочные счета, датированные прошлым месяцем — клиент уже и не помнит, ездил ли он куда-либо. Штрафы из ЦОДД каршеринговые компании часто пересылают с огромным опозданием, и тогда речи о 50-процентной скидке при оплате уже не идет.

Год назад система каршеринга в Москве должна была нанести финальный и сокрушительный удар по остальным видам транспорта, запросив разрешения у столичных властей на право пользования выделенными полосами для ОТ. Но тему аккуратно замяли, так что обычное такси с минимальным тарифом при длительных поездках пока остается все же выгоднее. И безопаснее — ведь езда за рулем при тикающем счетчике на подсознательном уровне заставляет водителей превышать скорость. Ровно это случилось 2 октября на востоке Москвы, когда водитель арендованного автомобиля резко прибавил скорости, пролетел перекресток на «красный» и сбил насмерть троих человек.