Статьи6 мин.

Почему бензин в России дорожает, и когда это кончится?

Сколько должно стоить топливо?

© Depositphotos

Взгляните на эту фотографию. Можно заметить, что табло на АЗС показывает “фантастическую” картину: литр бензина АИ-92 стоит меньше 37 рублей, за литр 95-го просят меньше 40 рублей, а литр дизельного топлива обходится вообще в 34,8 рубля. Удивительная заправка! Но на самом деле никакой фантастики в этом нет. Просто фото сделано в 2016 году…

За прошедшие пять лет бензин в нашей стране подорожал почти на четверть. Согласно данным “Росстата”, по состоянию на 13 сентября средняя стоимость литра бензина АИ-92 в России составила 45,94 руб., литра АИ-95 — 49,76 руб., а литра дизельного топлива — 50,63 рубля. И это не предел. Существует шутка, что бензин в России дорожает в трех случаях: когда нефть дешевеет, когда нефть дорожает, и когда нефть не изменяется в цене. Так почему топливо постоянно растет в цене?

Причина №1. Рост налогов и сборов

Знаете ли вы, что 71% процент от цены бензина идет вовсе не нефтяникам, а государству? То есть из условных 50 рублей за литр топлива, 35,5 рубля вы платите в казну страны. Как так получается? Стоимость бензина формируется из следующих составляющих: НДС (20%), акцизы (21%), стоимость добычи нефти (12%), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) (30%), расходы на переработку и транспортировку нефти, а также прибыль АЗС (в общей сумме около 17%). Как вы видите, большая часть цены — это именно различные налоги и сборы.

© Depositphotos

Более того, с 2015 года идет так называемый “налоговый маневр”, в рамках которого размер экспортной пошлины снижается, а НДПИ увеличивается (о нем мы еще поговорим!), а в 2019 году с 18% до 20% был увеличен НДС. Одним словом, за прошедшее время налоговая нагрузка на отрасль лишь возросла и было бы странным, если бы это не отразилось ценах.

Причина №2. Высокая инфляция

Еще одна причина подорожания бензина в рознице заключается в инфляции. Давайте посмотрим, как изменился этот показатель за прошедшие пять лет. В 2016 году официальная инфляция в России составила 5,38%, в 2017 году — 2,52%, в 2018 году инфляция разогналась до 4,27%, затем было замедление в 2019 году (3,05%), но в пандемийный 2020 год инфляция опять выросла до 4,91%. По итогам восьми месяцев 2021 года инфляция пока что держится на показателе 4,69%. Ключевое слово — пока, ведь коэффициент инфляции всегда рассчитывается как сумма коэффициентов инфляции за прошедшие 12 месяцев, включая выбранный.

Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что при такой инфляции сохранить цены на уровне 2016 года (т.е. около 40 руб. за литр АИ-95) невозможно. Только из-за учета инфляции цена литра бензина АИ-95 в 2021 году должна была бы равняться примерно 50,99 руб... Это даже несколько выше фактических цен, которые мы видим на заправках сейчас. Но одной лишь инфляцией и налогами дело тоже не ограничивается.

Причина №3. Валютные игры и налоговый маневр

Каким был курс евро пять лет назад? Если вы забыли, то мы напомним: европейская валюта колебалась между 66 и 88 рублями в течение всего 2016 года. За доллар в то же время давали от 60 до 79 рублей. В 2021 году курс евро колеблется между 92,5 и 86 рублями, а доллара между 77 и 73 рублями.

Курс доллара и евро к рублю в январе 2016 года

© Depositphotos

То есть валюта пять лет назад на пике достигала примерно тех значений, которые существуют сейчас и воспринимаются абсолютно нормальными. С помощью простого пересчета, можно увидеть, что в валюте цена бензина за прошедшее время осталась на том же уровне и составляет примерно 0,5-0,6 евро (или 0,6-0,7 доллара) за литр АИ-95. То есть даже без учета инфляции прошедшее подорожание можно считать своеобразной коррекцией!

Более того, в действительности владельцы АЗС не сильно зарабатывают собственно на продаже топлива. До 70% прибыли им приносит не бензин, а реализация сопутствующих товаров: кофе, бутербродов, масла, запчастей и т.д. И этого никто не скрывает.

А что насчет собственно нефтяных компаний, которые уж никак не назовешь бедными? Их прибыль зависит от ряда факторов и напрямую связана с курсами валют. Когда валюта оказывается “сильной”, а рубль “слабым”, то более выгодным становится экспорт топлива. В этом случае компании могут заработать в валюте, а потом потратить деньги дома в рублях. Если же рубль “набирает вес”, вместе с ним растет прибыльность продаж в России, но менее выгодным становится экспорт. Раньше такая ситуация могла привести к тому, что из-за выгодных экспортных цен в России создавался искусственный дефицит топлива, поскольку компании не спешили реализовывать его на внутреннем рынке. Понятно, что это не отвечало ни интересам государства, ни интересам простых граждан. Именно поэтому в 2015 году и начался тот самый “налоговой маневр”.

© Depositphotos

Суть его заключалась в следующем: экспортная пошлина на топливо постепенно снижалась, но вместе с этим повышался налог на добычу природных ископаемых и акцизы. Одновременно был введен демпфирующий механизм, призванный сдержать цены на бензин на внутреннем рынке. Он функционирует так: если экспортная цена топлива выше российской, нефтяники получают от государства часть разницы, чтобы не повышать цены в РФ. А если цены на бензин выше в России, они отдают государству часть “сверхприбыли” от продаж на внутреннем рынке. И этот механизм успешно заработал и активно работает до сих пор!

А сколько бы стоило топливо, если бы "демпфера” не было? В апреле 2021 года замминистра энергетики Павел Сорокин уже делал прогнозы: “Сейчас демпфер компенсирует почти 20 тыс. рублей на тонну бензина, то есть около 15 рублей за литр. На столько выше была бы цена бензина на заправке, если бы не данный механизм”, — заявил замглавы Минэнерго. И, похоже, эти цифры близки к реальности

Антипричина. Так ли все плохо?

Как мы видим, цены на бензин растут, однако рост соответствует динамике инфляции. Одновременно с этим в стране действует демпфирующий механизм, сдерживающий рост цен на топливо. При этом, если перевести стоимость бензина и дизтоплива в валюту, окажется, что цены за пять лет практически не изменились. Но почему же каждое подорожание бензина и цифры на табло АЗС воспринимаются нами так болезненно?

© Depositphotos

В действительности важную роль для нас играют не сами цены, а доступность бензина. То есть, как часто мы можем ездить на АЗС без ущерба для семейного бюджета. И вот здесь есть над чем подумать. Так в июле 2021 года агентство “РИА Новости” составило рейтинг, сопоставив среднюю зарплату в европейских странах и количество бензина, которое можно на нее купить. Оказалось, что больше всего топлива могут себе позволить жители Люксембурга (2570 л), Норвегии (2368 л) и Австрии (2131 л), а меньше всего — жители Украины (379 л), Румынии (599 л) и Словакии (603 л).

Россия с результатом 1002 литра на одну среднюю зарплату оказалась в середине списка, в окружении Италии и Казахстана. С одной стороны, это хорошая новость, ведь все могло бы быть для нас гораздо хуже. Но с другой, как тут не вспомнить, что за прошедшие пять лет доходы россиян росли крайне медленными темпами. Поэтому неудивительно, что рост цен на топливо — пусть и на величину инфляции — оказывает столь гнетущий эффект. И думать здесь в первую очередь стоит о том, как поднять доходы простых граждан.