Статьи

Пара из ОПП

Лада Приора Купе и Лада Калина Спорт. Фото Владимира Мельникова и Олега Растегаева с сайта autoreview.ru

В наших руках — Лада Калина Спорт! Не в желтом окрасе Премьер, но все-таки... А в пару мы взяли трехдверную Ладу Приору Купе с таким же 98-сильным мотором. Это самые дорогие исконно российские легковые автомобили — 385 тысяч рублей за Калину и 408 тысяч за Приору! <br/> Но вместо гоночной трассы нам, как заправским владельцам тюнингованных «вазиков», пришлось ехать на сервис.

В наших руках — Лада Калина Спорт! Не в желтом окрасе Премьер, но все-таки... А в пару мы взяли трехдверную Ладу Приору Купе с таким же 98-сильным мотором. Это самые дорогие исконно российские легковые автомобили — 385 тысяч рублей за Калину и 408 тысяч за Приору!

Но вместо гоночной трассы нам, как заправским владельцам тюнингованных «вазиков», пришлось ехать на сервис.

И Калину Спорт, и Приору Купе мелкими партиями выпускают в ОПП — опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа. У Калины — 15-дюймовые колеса КиК, крупные ячейки сот решетки радиатора, широкий зев переднего бампера, имитация диффузора в заднем бампере и аккуратный спойлер на пятой двери. Спортивненько. Трехдверная Приора выглядит похуже — боковина, разделенная единственной стойкой, тяжеловесна. Благодаря длинной двери садиться за руль проще, но первое, что сделал рослый Олег Растегаев, отодвинув кресло до упора назад, — включил коленом правый поворотник. Увы, хоть сиденье и отъезжает на 35 миллиметров дальше, чем на обычной Приоре, и расположено на 32 мм ниже, но проблему это не решило.

Лада Калина Спорт

Лада Приора Купе

Белые кокошники только испортили лаконичную панель приборов Калины, да и оранжевая подсветка не так приятна, как зеленая на информативном щитке Приоры

А само кресло… Двадцать лет назад на «восьмерках» спинка люфтила точно так же! Хорошо, что набивка здесь плотнее, чем обычно: в поролоне подушки не утопаешь. Но руль смещен влево, к рычагу коробки передач надо тянуться, а включение пятой передачи не обходится без традиционного поклона вазовцам: спасибо, мол, родимые... Этот же ритуал повторяется при посадке назад, а вдобавок надо следить, чтобы нога не попала в петлю висящего ремня безопасности.

Другое дело Калина — передние кресла производства фирмы АвтоВАЗагрегат с именной вышивкой жесткие и удобные, спинка приятно обнимает за талию. Жаль, установлены сиденья высоковато. Зато диапазон продольного перемещения устроит любого. Шарик рычага коробки передач сам утыкается в ладонь, а ноги встают на педали с симпатичными металлическими накладками. Поехали!

На Калине Спорт приятно атаковать повороты! Крены гораздо меньше, чем у обыкновенных «ягодок», а руль информативнее и острее. Про Приору Купе такого не скажешь…

Моторы у «спортсменов» одинаковые — шестнадцатиклапанники 1.6 мощностью 98 л.с., но субъективно Калина мощнее сил на двадцать! В Приоре слышно, как шумят шестерни в коробке передач, булькает антифриз в расширительном бачке, а при включенном кондиционере из-под капота раздается громкий свист проскальзывающего приводного ремня. С таким «сервисным» аккомпанементом крутить мотор боязно, но надо. Во-первых, машины уже прошли обкатку, а во-вторых, приоровский двигатель хоть и неплохо тащит с холостых, но оживляется как раз на «верхах», после 3500 об/мин. Отсечка грубо обрывает разгон на 6100 об/мин, но уже к 4000 об/мин сводный ансамбль шестерен, шкивов и валов начинает брать такие какофонические аккорды, что невольно задумываешься о скорой кончине мотора.

Впрочем, под эти ужасные звуки Приора все-таки набирает 100 км/ч за 11 с — на полсекунды быстрее заявленного. И на 2 км/ч перекрывает заводскую «максималку» в 183 км/ч. Хотя этот тугой и нечеткий механизм переключения передач...

Обещанного трехспицевого руля у Калины Спорт нет: только иные кресла, панель приборов с белыми шкалами и металлические накладки на педалях

С десяток разнофактурных и разноцветных видов пластика, неряшливые щели — интерьер Калины неплохо выглядит только на расстоянии

«Спортивные» сиденья не чета обычным: жесткие и удобные

Калина Спорт бойчее и удобнее. Мотор откликается на газ живее, кулиса хоть и тугая, но короткоходная, а приятный бас выхлопа затмевает большинство посторонних стуков и скрипов. Интересно, что несмотря на более «короткую» главную передачу (3,9 против приоровских 3,7) предельная скорость на второй и третьей передачах у них примерно одинакова — 95 км/ч и 135 км/ч по спидометру. Дело в том, что ограничитель оборотов на Калине срабатывает позже — на 6500 об/мин. Правда, «короткая» трансмиссия и более четкая «переключалка» дали Калине всего десятку форы в разгоне до сотни: ее результат — 10,9 секунды. Зато в пределах одной передачи Калина Спорт ускоряется заметно шустрее Приоры, что в большинстве жизненных ситуаций важнее. Максимальная скорость на 4,5 км/ч выше обещанных заводом 170 км/ч. Такие результаты во многом обусловлены прохладной погодой во время замеров (температура воздуха не поднималась выше 8°С).

Только осаживать с такого хода нужно предельно внимательно. Да, у Калины Спорт задние дисковые тормоза диаметром 260 мм — как передние у обычных Калин, а суппорты разработала фирма TRW. Впереди 282-миллиметровые диски, поставляемые фирмой Алнас. Но АБС-то нет — как объяснили вазовцы, потому что «основные потребители Калины Спорт предпочитают экстремальный стиль вождения». Экстремальщины тут хоть отбавляй — регулятор тормозных сил настроен так, что задние колеса блокируются раньше передних. Удар по педали тормоза в повороте — и, если не отрулить, занос задней оси неминуем! А ведь вряд ли каждый покупатель «спортивной» Калины владеет автомобилем на уровне хотя бы начинающего раллиста...

На той же дуге водитель Приоры Купе вынужден крутить руль с перехватами, трехдверка отрывает от земли заднее колесо и, грузно накренившись, «плужит» в сносе

Если аккуратно работать педалью тормоза, то со 100 км/ч Калина на шинах Pirelli Cinturato P6 замирает через 46,7 метра. Если неаккуратно — тормозной путь вырастет на десяток метров или дело закончится разворотом. У Приоры Купе есть АБС фирмы Bosch, и даже на шинах Kama Euro 236 она тормозит с сотни за 44,2 метра. А главное — антиблокировочная электроника позволяет просто жать на среднюю педаль безо всяких ухищрений, не боясь потери курсовой устойчивости. Причем при торможении на смешанном покрытии Приора с АБС лишь немного смещается в сторону более цепкого.

Кстати, в Приоре Купе — две подушки безопасности, а в Калине Спорт — ни одной. Согласно официальной версии, «ввиду оснащения автомобилей Лада Калина Спорт 1.6 жесткой подвеской и во избежание ложного срабатывания, автомобили данного исполнения не укомплектовываются подушками безопасности». Впрочем, вазовцы уверяют, что в будущем ситуация изменится.

У Приоры Купе 150 оригинальных деталей, но искать их на передней панели бесполезно

Подвеска действительно жестче: у Калины Спорт оригинальные СААЗовские амортизаторы, укороченные пружины, из-за которых дорожный просвет уменьшился со 185 мм до 170 мм под силовой защитой двигателя, оригинальные опоры передних стоек и кронштейны растяжек передней подвески. Кастер увеличен до трех градусов, а колея передних колес из-за уменьшенного вылета стала шире на сантиметр. Но главное — «короткая» рулевая рейка с электроусилителем корейской фирмы Mando! Вместо удручающих четырех оборотов между крайними положениями здесь всего 3,2. Хорошо обозначено нейтральное положение, ощутимо и нарастание усилия в поворотах, в которые Калина Спорт заходит гораздо охотнее и с меньшими кренами. Поворачиваемость приблизилась к нейтральной — отмеченная нами патологическая тяга к сносу передних колес заметно уменьшилась. Приятно, что плотная подвеска не боится неровностей в поворотах — при попадании в яму Калина не спрыгивает с траектории.

Передние кресла — со старой арматурой. Хорошо, что профиль спинки человечнее, чем у обычных Приор, а набивка жестче

Конечно, плавность хода стала хуже — прежде всего, из-за рьяного повторения профиля дороги. Это же снижает точность при движении по скоростной прямой. Но по сравнению с Приорой это сущий пустяк.

— Давненько я так медленно не ездил, — констатировал Растегаев после поездки от Москвы до полигона на Приоре Купе. — А в пологих дугах и вовсе страшно!

Странно: углы установки колес в норме, но управляемость... Угадать нужный угол поворота руля крайне сложно — в повороте все время приходится то докручивать, то распускать баранку. Беспросветная недостаточная поворачиваемость вкупе с низкой чувствительностью руля и запаздываниями реакций: на ходу можно смело дергать руль туда-сюда на 90 градусов — Приора даже не сместится за пределы полосы!

В сервисе Калина простояла чуть больше двух часов и выехала в город со сбитым «нулевым» положением руля, хотя и побывала на стенде регулировки углов установки колес

Справа — электроусилитель калужского завода Автоэлектроника, слева — дефектный агрегат Mando. На Калине Спорт они не взаимозаменяемы!

Такова трансформация нашей Калины Спорт — вытащить из спинки сиденья правый подголовник без инструмента почти невозможно

Под поликом багажника у обеих Лад полноразмерные запаски с легкосплавными колесами

Диаметр задних тормозных дисков — 260 мм, суппорты — английской фирмы TRW. Поначалу владельцы спорт-Калин мучились из-за отсутствия в магазинах тормозных колодок — подобрать их удалось от малыша Fiat Panda

Под капотом — обычный шестнадцатиклапанник ВАЗ-21126 от Приоры. В начале производства в 2008 году у Калины Спорт 1.6 была собственная программа управления двигателем, но с осени прошлого года, когда Калины получили электронный привод газа, «прошивка» стала единой

Ни я, ни Олег, ни даже наш главный «эксперт по лосям» Ярослав Цыпленков с первого раза не смогли проехать «переставку» на начальной скорости 65 км/ч. Помучившись, мы все-таки смогли запихнуть Купе между конусами на 70,4 км/ч, повторив результат 2007 года. Но какой ценой...

Калина Спорт чуть тяжелее Приоры Купе (1101 кг против 1072), зато оригинальные бамперы и спойлер на пятой двери сделали машинку краше

Калина Спорт после этого — паинька. Максимальная скорость на «лосином тесте» — 74,5 км/ч, почти на 10 км/ч выше, чем у обычной Калины! И вполне возможно, что мы бы смогли добавить еще километр-другой, если бы не отказал электроусилитель руля. Тот самый, фирмы Mando. Сначала он отрубился на время, но после перезагрузки методом выключения зажигания мы решили еще разок «переставиться». Рывок руля — и баранка встает колом! Даже на месте колеса не повернуть.

Лада Калина Спорт

Лада Приора Купе

У всех трех зеркал Приоры Купе разные диоптрии. Вдобавок левая щетка оставляет огромный неочищенный клин возле стойки. Ориентироваться в пространстве за рулем Калины гораздо проще — у нее больше зона остекления и огромные удобные зеркала

Лезем под переднюю панель, отсоединяем жгут проводов от усилителя — и на сервис. На следующий день Калина уже стояла в ремзоне бок о бок с фургончиками Fiat Ducato (дилер оказался мультибрендовым). Убедившись в кончине усилителя, механики споро принялись за его замену на узел калужского завода Автоэлектроника — такие ставят на обычные Калины. Взаимозаменяемы? «Полностью», — успокоили нас «гарантийщики». Но еще на стоянке возле сервиса руль вращался заметно туже, чем прежде, а усилие нарастало волнообразно. А на ходу... Усилитель то выключался полностью, то, наоборот, помогал слишком рьяно, убивая все признаки информативности. Позже пресс-служба АвтоВАЗа подтвердила, что на Калину Спорт — только Mando. Увы, судя по отзывам владельцев на интернет-форуме, отказывают корейские узлы довольно часто.

Корпус воздушного фильтра не закреплен, уровень антифриза ниже нормы, а провисшая дверь уже сбила краску на центральной стойке

Не без мучений, но заднее сиденье Приоры Купе нам удалось разложить полностью

И все же именно этот хэтчбек на сегодняшний день похож на автомобиль больше всей остальной продукции АвтоВАЗа. Вот только за 350 тысяч можно купить обычную Калину в комплектации Люкс (а это и АБС, и две подушки безопасности, и аудиосистема) с таким же «приоровским» мотором. А на сэкономленные 50 тысяч рублей поставить подвеску даже серьезнее, чем на Спорте. Жаль, что короткой «рейки» для Калины на рынке запчастей не сыщешь, хотя заводчане в который раз говорят, что она должна появиться на всех Калинах.

Ну а Приора — откровенно сырое изделие. Вне зависимости от того, сколько у нее дверей: три, четыре или пять.

|

Паспортные данные

|||| |Автомобили ||Лада Калина Спорт |Лада Приора Купе | |Тип кузова ||пятидверный хэтчбек |трехдверный хэтчбек | |Число мест ||5 |5 | |Размеры, мм |длина |3905 |4210 | |ширина |1700 |1680 | |высота |1480 |1435 | |колесная база |2475 |2492 | |колея передняя/задняя |1440/1405 |1410/1380 | |Объем багажника, л ||235/545*|360/705* | |Снаряженная масса, кг ||1080 |1088 | |Полная масса, кг ||1555 |1578 | |Двигатель ||бензиновый, с распределенным впрыском топлива || |Расположение ||спереди, поперечно |спереди, поперечно | |Число и расположение цилиндров ||4, в ряд |4, в ряд | |Рабочий объем, см3||1596 |1596 | |Диаметр цилиндра/ход поршня, мм ||82,0/75,6 |82,0/75,6 | |Степень сжатия ||10,3:1 |10,3:1 | |Число клапанов ||16 |16 | |Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин ||98/72/5600 |98/72/5600 | |Макс. крутящий момент, Нм/об/мин ||145/4000 |145/4000 | |Коробка передач ||механическая, 5-ступенчатая |механическая, 5-ступенчатая | |Главная передача ||3,90 |3,70 | |Привод ||передний |передний | |Передняя подвеска ||независимая, пружинная, McPherson |независимая, пружинная, McPherson | |Задняя подвеска ||полузависимая, пружинная |полузависимая, пружинная | |Передние тормоза ||дисковые, вентилируемые |дисковые, вентилируемые | |Задние тормоза ||дисковые |барабанные | |Шины ||195/50 R15 |186/65 R14 | |Максимальная скорость, км/ч ||170 |183 | |Время разгона 0—100 км/ч, с ||10,7 |11,5 | |Расход топлива, л/100 км |городской цикл |8,3 |9,8 | |загородный цикл |н.д.** |5,6 | |смешанный цикл |6,5 |7,2 | |Емкость топливного бака, л ||50 |43 | |Топливо ||бензин АИ-95 |бензин АИ-95 | |* С разложенным задним сиденьем
** Н.д. — нет данных ||||

|

Оснащение участвовавших в тесте автомобилей

||| |Автомобили |Лада Калина Спорт |Лада Приора Купе | |БЕЗОПАСНОСТЬ ||| |Фронтальные подушки безопасности |– |+ | |Преднатяжители передних ремней безопасности |– |+ | |АБС |– |+ | |Противотуманные фары |+ |+ | |Подголовники задних сидений |+ |+ | |КОМФОРТ ||| |Кондиционер |+ |+ | |Электроусилитель рулевого управления |+ |+ | |Регулируемая по углу наклона рулевая колонка |+ |+ | |Центральный замок (дистанционный) |+ |+ | |Электропривод и обогрев наружных зеркал |+ |+ | |Электростеклоподъемники |+ |+ | |Обогрев передних сидений |+ |+ | |ЭЛЕКТРОНИКА ||| |Аудиоподготовка |+ |+ | |Противоугонная сигнализация |+ |+ | |Датчики света и дождя |– |+ | |Маршрутный компьютер |+ |+ | |Радар парковки задний |– |+ | |ВНЕШНОСТЬ ||| |Легкосплавные колеса |+ |+ | |Окраска «металлик» |+ |+ | |ПРАКТИЧНОСТЬ ||| |Складывающееся раздельное заднее сиденье |+ |+ | |Полноразмерное запасное колесо |+ |+ | |Цена тестируемого автомобиля, руб. |384500 |408300 | |Шины |Pirelli Cinturato P6 |Кама Euro 236 | |(+) Комплектация базовой версии
(–) Не установлено на участвовавшем в тесте автомобиле|||

|

Некоторые результаты измерений Авторевю

|||| |Параметры ||Автомобили || |Лада Калина Спорт |Лада Приора Купе | |Максимальная скорость, км/ч ||174,5 |185,3 | |Время разгона, с |0—50 км/ч |3,7 |3,8 | |0—100 км/ч |10,9 |11,0 | |0—150 км/ч |29,0 |26,3 | |на пути 400 м |17,8 |17,5 | |на пути 1000 м |34,6 |33,1/33,2 | |60—100 км/ч (III) |6,8 |7,3 | |60—100 км/ч (IV) |12,1 |13,0 | |80—120 км/ч (V) |18,2 |19,1 | |Торможение со скорости 100 км/ч, м ||46,7 |44,2 |

Scriptio: Владимир Мельников, Олег Растегаев.