Статьи4 мин.

Осмотр и досмотр: может ли водитель отказать гаишнику

В чем заключается разница между этими двумя процедурами и имеет ли право автомобилист закрыть доступ сотруднику ГИБДД к своему имуществу?

© Depositphotos

«Вы на каком основании собираетесь трогать мои вещи? Я что, по вашему, бандит-наркоторговец? Почему вообще меня проверяете?»… Эти и другие вопросы невольно вырываются у обескураженных граждан, когда инспекторы проявляют повышенный интерес к содержимому багажников и бардачков. На что имеют право гаишники, где границы их полномочий и как себя правильно вести автомобилисту в щекотливой ситуации? Ответы на эти и другие вопросы — в нашем материале.

Процедуры осмотра и досмотра являются одними из наиболее тонких и спорных моментов в законодательстве о дорожном движении. Грань между ними долгое время была с трудом уловима для многих водителей, чем и пользовались недобросовестные инспекторы. Переломный момент наступил три года назад, когда из каждого утюга звучали новости о беспределе на Кущевском посту ГИБДД в Краснодарском крае. Едущих в отпуск проверяли без всяких на то оснований. История получилась настолько скандальной и резонансной, что ведомству пришлось выпустить разъяснение и расставить точки над i.

Юридические тонкости

Согласно Закону «О полиции», осмотр — это визуальное обследование транспортного средства и перевозимого груза. Инспектор не может самостоятельно открывать двери машины и залезать в салон, но вправе попросить владельца открыть бардачок, подвинуть или открыть сумку. Осмотр проводится без участия понятых и, как правило, без использования технических средств, хотя, применение последних также возможно. Немаловажный момент заключается в добровольно-принудительном характере процедуре. Водителю предлагается предоставить возможность осмотреть транспортное средство и места перевозки груза. В противном случае гаишник вправе инициировать досмотр, а это уже более серьезная ситуация.

Согласно расплывчатой формулировке статьи 27.9 КоАП, досмотр транспортного средства любого вида — это обследование, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, которое осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Говоря простым языком, досмотр дает гаишнику право чувствовать себя в вашем автомобиле почти как дома. Главное — не трогать кузовные элементы, не лезть под обшивку салона, не забыть пригласить понятых и составить соответствующий протокол.

© Depositphotos

«Осмотр и досмотр — две разные процедуры. В первом случае инспектор визуально осматривает сам автомобиль, а также салон машины, но не проникая внутрь. То есть, инспектор это может сделать через стекла. Проникать в салон, открывать бардачок, трогать и доставать вещи он не имеет права. Во втором случае, инспектор ДПС имеет право полностью осмотреть автомобиль, включая содержимое багажника и иных закрытых мест. Может он и трогать, и доставать вещи, находящиеся в салоне и багажнике. При этом нужно знать, что досмотр возможен только после составления протокола досмотра, а сам досмотр может быть проведен только в присутствии двух понятых или под видеозапись каждого действия инспектора ГИБДД. Водитель имеет полное право вести свою видеосъемку досмотра автомобиля чтобы исключить провокации со стороны инспектора ДПС.», — уточняет юрист и автоэксперт Сергей Смирнов.

Каковы основания?

В МВД отмечают, что ни осмотр, ни досмотр не могут проводиться «из любопытства» сотрудников. Всегда должна быть причина, о которой следует спросить представителя органа власти, и он должен вам ее назвать. Согласно пункту 197 регламента для ГИБДД, основаниями для осмотра транспортного средства и груза являются:

  • ориентировки, иная информация об их использовании в противоправных целях;
  • необходимость проведения проверки маркировочных обозначений транспортного средства и сверки их с записями в регистрационных документах;
  • наличие признаков несоответствия перевозимого груза данным, указанным в сопроводительных документах на перевозимый груз.

Как быть водителю, если гаишнику страсть как хочется заглянуть в вашу машину? «Инспектор, как правило, просит водителя показать содержимое багажника. Данное требование можно и не выполнять, а предложить сотруднику ГИБДД провести досмотр. Как правило, если нет серьезных подозрений, инспектор не проводит досмотр, так как это связано с многочисленными формальностями», — рекомендует Сергей Смирнов. Эксперт дает следующий совет водителям — показать, что вы знаете требования по процедуре досмотра. Сообщите инспектору о том, что будете вести свою видеозапись и старайтесь не оставлять его одного у автомобиля.

© Андрей Никеричев / АГН "Москва"

А если гаишник просит вас выйти из машины и открыть капот? Подобные ситуации бывают не только в кино! «При осмотре можно не выходить, так как здесь никакие процессуальные действия не проводятся. Капот открывать не нужно. Все это только при досмотре», – говорит Сергей Смирнов.

Лучше не сопротивляться

Досмотр, как и «продувка» на алкоголь является процессуальным действием. Проводимая без понятых и без понятых либо без применения видеозаписи процедура квалифицируется как самоуправство. Правда, наказание за него символическое. Согласно статье 19.1 КоАП, «самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей».

Препятствовать досмотру не рекомендуем, ибо санкции за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции (часть 1 статьи 19.3 КоАП) может быть довольно неприятным — наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.