Статьи

Мотор кипит, а ехать надо: ищем выход из ситуации

С перегревом мотора рано или поздно сталкивается практически каждый водитель. Рассказываем, почему не стоит бояться этой поломки, и оперативно решаем проблему в пути.

Летом двигатели внутреннего сгорания на автомобилях перегреваются особенно часто. Оно и понятно – чем выше температура окружающего воздуха, тем сложнее охладить пламенное сердце вашего автомобиля. Не заметили, как стрелка температурного указателя на приборке ушла в красную зону – и вот уже из-под капота вырывается лёгкий парок. Паниковать не стоит! В большинстве случаев такая поломка "лечится" в буквальном смысле подручными средствами. Оговоримся сразу – потери времени избежать точно не получится.

Первое, что следует сделать при обнаружении признаков перегрева, - как можно скорее съехать с дороги и припарковаться, желательно, в тени, а после – открыть капот и передохнуть. Преодолейте душевные страдания, забудьте о том, что куда-то спешили, займитесь делом! Как правило, причины перегрева лежат на поверхности, не заметить их просто невозможно. Начните с простого и главного: нет жидкости в расширительном бачке – значит, охлаждать двигатель уже нечем. Если уровень антифриза находится ниже отметки Min, в системе почти наверняка есть утечка, которую надо оперативно отыскать и устранить. Даже если "охлаждайка" плещется на донышке, в системе уже есть воздушные пробки, мешающие нормальному охлаждению.

Охлаждающая жидкость имеет важную особенность: в холодном состоянии она ведёт себя стабильно, а с нагревом при одновременном увеличении давления в системе – убегает даже через микроскопические трещинки в патрубках, радиаторе или прокладке головки блока цилиндров. Место, где сочится "охлаждайка", можно найти по белёсым потёкам и характерному едкому запаху. В самом худшем случае антифриз может вытекать прямо в салон через печку отопителя. Косвенным признаком этого являются вечно мокрый коврик под ногами и потеющие стёкла.

Отыскали место утечки – считайте, практически решили проблему. Осталось залатать отверстие любыми возможными методами – заплаткой, бандажом, хомутом, сотней слоёв синей изоленты или "холодной сваркой". Повреждённые шланги совершенно любого автомобиля легко заменяются на подходящие по диаметру шланги от "Жигулей", и прочих "ГАЗелей". Доехать до места назначения или сервиса они вам позволят. Радиатор "печки" можно исключить из системы, соединив входной и выходной патрубки напрямую. Прохудившийся бачок также можно заменить временным. Словом, всё зависит только от вашей фантазии и смекалки. Нет запаса антифриза? И это не беда! Проехать пару-тройку сотен километров без последствий можно даже на питьевой воде – будьте уверены, ничего не случится!

Не нашли утечек, а уровень жидкости в норме? Вот вам вторая глобальная причина – принудительное охлаждение не работает. Диагностируется это просто: температура растёт выше нормы, но вентилятор под капотом не запускается.

Если на вашей машине "карлсон" приводится в движение отдельным ремнём от коленчатого вала, нужно проверить натяжение ремня. При электронном включении пропеллера винить в проблемах стоит температурный датчик. На вашем автомобиле есть кондиционер? Активируйте его – вентилятор обязательно включится. Если при активации кондиционера пропеллер не запускается, проблема кроется в моторчике "карлсона" или цепи его питания. Нет кондиционера? Не беда! Отыщите датчик температуры двигателя и снимите с него фишку. Электроника решит, что произошёл обрыв цепи, и принудительно включит вентилятор на максимальный обдув.

Наконец, нередко встречается и ещё одна неприятная причина перегрева. Вентилятор крутится, жидкость в норме, но что-то не так. Не исключено, что у вас дурит термостат. Этот элемент может заклинить в одном из положений и перестать пускать антифриз по большому кругу – через радиатор. В таком случае можно попробовать снять корпус устройства и удалить сломавшийся элемент из системы. После сборки "охлаждайка" начнёт циркулировать по обоим контурам. Для усиления эффекта можно врубить салонную "печку" на максимум и опустить боковые стёкла.

Это далеко не полный список возможных причин перегрева мотора, однако остальные поломки устранять самостоятельно в полевых условиях довольно проблематично. Каждая из них заслуживает отдельного разговора.