Машины нашего времени
Почему спустя 20 лет после распада СССР народным автомобилем в постсоветской России остается вазовская «классика», суть модернизированный Fiat 124 образца 1966 года? Потому что стоит 200 тысяч рублей. Но растет благосостояние российского народа! И седаны Volkswagen Polo и Hyundai Solaris ценой около полумиллиона наконец-то заполнили столь желанную нишу, в которой раньше доминировал старина Renault Logan.
Кто более всех старался угодить нам, российским полумиллионерам, — Renault, Volkswagen или Hyundai? А может быть, мы недооценили FIAT, который пусть с опозданием, но все же начал собирать у нас седан Linea?
О том, насколько россияне истосковались по доступной, но полноценной иномарке, говорят очереди. Без нее из нашего квартета купить можно разве что Fiat Linea: плати 535 тысяч рублей — и хоть сейчас садись за руль симпатичного седанчика с турбомотором 1.4 и «механикой». Если повезет, можно без ожидания найти и Logan, но только такой, какой достался нам на тест: в максимальной комплектации Prestige с шестнадцатиклапанным мотором 1.6 не меньше чем за 437 тысяч рублей. Logan попроще и подешевле придется ждать месяца два-три, а вот Polo и Solaris... Полгода, год, полтора! Даже мы, счастливчики, которые заказали Solaris с мотором 1.6 (123 л.с.) в комплектации Comfort одними из первых еще в январе, получили машину только в середине марта, заплатив 519 тысяч рублей. Да-да, тестовый Solaris — наш редакционный, и после этого сравнения и «примерки» он отправится на ресурсные испытания.
Тестовый Polo — в «топовой» комплектации Highline: он на 20 тысяч дороже Hyundai. При этом по уровню оснащения Solaris даже впереди — у него есть обогрев зоны покоя стеклоочистителей, мультифункциональное рулевое колесо, разъемы USB и AUX. Даешь молодежь! Таких, как я, обязательно зацепят яркий дизайн, мощный мотор и современный интерьер.
Крошечные приборы Фиата сродни тесту у окулиста — быстро разглядеть показания спидометра смогут только самые зоркие. Даже блеклые шкалы Логана после этого хороши, не говоря уже о красивых и информативных приборах Соляриса и Polo. Жаль, у Фольксвагена нет указателя температуры двигателя и даже контрольной лампы его прогрева, а значение забортной температуры можно узнать только в самой дорогой версии Соляриса
А люди постарше — вроде наших экспертов Ярослава Цыпленкова или Александра Николаевича Дивакова — отметят витающий вокруг нового Соляриса запах «антикоррозионки» в лучших традициях отечественной предпродажной подготовки. Причем «антикором» Solaris обработан не у дилера, а на заводе Hyundai под Санкт-Петербургом.
Дверной проем — с двойными уплотнителями, двери закрываются тише и мягче, чем у остальной троицы. Посадка низкая, а сиденье под себя сможет отрегулировать водитель практически любой комплекции. Правда, ему лучше быть немного сутулым, иначе спинка покажется впалой в районе поясницы. У руля — единственная регулировка по высоте, хотя базовое положение выбрано неплохо. Но когда невысокий Ярослав, усевшись в Solaris после меня, захотел сдвинуть вниз верхнее крепление ремня безопасности, то не смог: фиксатор заело в верхнем положении! И этот огрех сборки, увы, не единственный. Неровно установлен капот, немного топорщатся углы заднего бампера. А оставшийся между двумя частями крышки очечника длинный волос сборщицы-брюнетки — это даже романтично.
Клавиши управления магнитолой на руле, разъемы AUX и USB, две розетки на 12 В — мультимедийные возможности Hyundai выше всех. Приятно, что флешку объемом 4 Гб Solaris прочитывает за несколько секунд и корректно отображает русскоязычные теги
Заводим мотор, но... Сначала нужно обязательно выжать педаль сцепления: блокировка «от дурака». Интересно, что сразу после пуска двигателя загораются фары, даже если их выключатель стоит в положении «0». Но стоит затянуть «ручник», и они гаснут. Удобно: зачем попусту светить, к примеру, при стоянке с работающим двигателем.
Трогается Solaris не без проблем — двигатель живо откликается на газ, но диски сцепления смыкаются чуть ли не на половине хода педали. И не промахнитесь мимо первой передачи — третья слишком «близко». Но двигатель вытянет и с третьей! Ему не занимать тяги на низких оборотах, а после 3000 об/мин ощущается легкий подхват, сдобренный басовитыми нотками выхлопа. Динамично ездить не мешают даже «растянутые» передачи: на второй Hyundai добирается до 100 км/ч, а на третьей — до 140 км/ч. Бойтесь, владельцы Приор и автомобилей класса С+ — сотню Solaris разменивает за 10,6 с, а полторы — за 24,1 с. Быстрее, чем 140-сильная Honda Civic!
Максимальная скорость — на полтора километра выше паспортных 190 км/ч. Но увлекаться нельзя! Во-первых, это вне Правил дорожного движения, а во-вторых... Да, Solaris радует внятным реактивным усилием, неплохой чувствительностью рулевого управления и четко стоит на дуге. Но стоит появиться неровностям или, еще хуже, волнам, как корма начинает раскачиваться и повиливать из стороны в сторону. Причем «кормические» танцы заметны даже в городе, а на шоссе после 100 км/ч уже начинают пугать, особенно в поворотах.
Помимо Соляриса 1.6, мы поездили на базовом седане с мотором 1.4 (107 л.с.). Снаружи его выдают некрашеные дверные ручки и корпуса зеркал, черные вставки вместо противотуманок. Внутри вместо магнитолы — заглушка и удобный лоток. Обрамление центральной консоли матовое, а панель приборов проще.
На ходу Solaris Base шумнее — звукоизоляция капота и багажника появляется только в версии Comfort. По разгонной динамике Hyundai 1.4 сравним с Polo, а тормоза без АБС порадовали отличной настройкой педали. В остальном — никаких отличий от более дорогой версии, в том числе, к сожалению, и по склонности к раскачке задней подвески
В чем дело? Мы загнали Hyundai на подъемник, проверили затяжку болтов задней подвески... Нет, все в порядке. Похоже, проблема в слишком слабых амортизаторах и пружинах. Косвенно это подтверждается сильной «просадкой» и постоянными пробоями при езде под максимальной нагрузкой.
Шасси у Polo гораздо более собранное — даже с «уставшими» амортизаторами. На одометре тестовой машины уже 23 тысячи километров, за кормой пробег до Байкала и обратно, но усталость выдают разве что поскрипывающие детали интерьера да чуть заметная диагональная раскачка в напряженных поворотах. Управляется Volkswagen здорово — охотнее, чем Hyundai, входит в виражи, острее реагирует на повороты легкого информативного руля, а в предельном повороте плавно скользит задними колесами, тогда как Solaris в аналогичной ситуации «плужит» в сносе передка.
Но разгон Polo на фоне Соляриса не впечатляет: ведь немецкий мотор слабее почти на 20 л.с. На динамометрической дороге полигона Volkswagen может угнаться за Hyundai только при замерах эластичности и только благодаря «коротким» передачам (вторая на Polo «заканчивается» на 80 км/ч, третья — на 120 км/ч по спидометру). Но сотни Volkswagen достигает на секунду позже (при заявленной разнице всего в 0,3 с), а к 150 км/ч Solaris впереди уже на пять секунд. Вдобавок в городской толкучке поначалу мешают задемпфированная педаль газа и длинноходное сцепление, но со временем к ним привыкаешь.
Салон Polo, особенно после Соляриса, кажется простоватым. Даже в максимальной комплектации нет регулировки яркости подсветки приборов, плафон освещения один на весь салон, а маленькие двери хлопают громко и звонко. Но с эргономикой порядок: руль регулируется в двух направлениях, сиденье с длинной подушкой хорошо спрофилировано — требует привычки только смещенная вправо педаль сцепления.
А угловатый Logan... Он стареет. Особенно это заметно на фоне двух новичков. Зайдешь внутрь через огромный проем, усядешься на высокое неудобное сиденье с короткой подушкой и низкой спинкой — и чувствуешь себя бывалым таксистом. Шеф, в Кузьминки поедем?
Logan начинает плавать по прямой после 100 км/ч, руль далеко не самый точный, а слишком легкие педали газа и сцепления заметно портят впечатление от неплохого 102-сильного мотора и удачно подобранного ряда передаточных чисел в трансмиссии. Но стоит свернуть на проселок... Кроссовер! Клиренс в 160 мм, завидная энергоемкость подвески, прекрасная плавность хода — то, что нужно любому дачнику. Тем более что этих качеств Logan не теряет даже с полной нагрузкой — тогда как дорожный просвет Polo уменьшается со 140 мм до «суперкаровских» 111 мм, а подвеска начинает пропускать сильные удары. Клиренс порожнего Соляриса больше — 152 мм, а с полной выкладкой он «приседает» до 122 мм. Тоже маловато. Причем ездить так можно только «шепотом» — Solaris постоянно сотрясают болезненные пробои.
Однако с частичной нагрузкой корейский седанчик идет по нашим неровным дорогам так же комфортно, как и Logan! Особенно здорово подвеска Hyundai расправляется с «мелочью» и острыми стыками. Но раскачка на волнах замучает и водителя, и пассажиров: вновь похоже на амортизаторную слабость.
Volkswagen ощутимо жестче — улицы, казавшиеся на Логане и Солярисе хорошими, в Polo внезапно покрылись швами и ощерились жесткими стыками, которые неприятными тычками приходят на сиденья.
**Самые просторные задние места у Логана — только здесь можно свободно ехать втроем. Следом идет Polo, в котором удобно устроятся двое — жаль, диван низковат, а порог слишком высокий, из-за чего сложно садиться и вылезать. В Фиате травмоопасно торчат салазки передних сидений, а подушка стоит выше, заставляя подпирать головой потолок. Та же проблема и в Солярисе из-за низкого ската крыши, а ногами в передние сиденья здесь не будут упираться только невысокие люди.
По количеству приятных мелочей лидирует Fiat — у него есть карманы и на сиденьях, и в дверях, широкие подлокотники и потолочный плафон. У Polo тоже удобные подлокотники, но кармашки — только в дверях, и нет света, как и в Логане. В Солярисе фонарик сзади есть, но вещи придется держать при себе — есть лишь одинокий карман на спинке пассажирского сиденья, и руки на жесткие дверные подлокотники класть неприятно**
Да и шумноват Volkswagen. Двигатель после 3000 об/мин надсадно воет, начиная с 90 км/ч салон заполняют гул от дороги и свист ветра. Впрочем, Logan еще шумнее — особенно надрывается мотор.
А тише всех — Hyundai! Еще бы шумоизоляцию колесных арок улучшить, чтобы камни и песок не барабанили по металлу так звонко. Из-за этого, кстати, и шинный гул все же лезет в салон, хотя и не так сильно, как в Polo.
Жаль, что сзади в Hyundai тесновато — рослые пассажиры неизбежно упрутся коленями в передние кресла. Да и голову придется пригнуть — вот она, расплата за лихую линию крыши. В Polo неудобно залезать из-за высокого порога и небольшого проема (впрочем, как и в Solaris), зато места здесь побольше.
Но чемпион по пассажировместимости — Logan! Огромный запас места для ног: я свободно сидел сзади за рослым Диваковым. Правда, потом Александр Николаевич захотел наклонить назад спинку сиденья — и аккурат после диваковской фразы «старый откинулся» металлическая поперечина каркаса логановского кресла впечаталась мне в большую берцовую кость!
Да и об уюте в Логане остается только мечтать. Впрочем, нет его и у конкурентов. Но из всей троицы только Logan может свободно принять на борт пятерых взрослых — ширина салона на уровне плеч задних пассажиров на семь сантиметров больше, чем у cоперников.
Зато в «грузовом» зачете чемпион теперь Polo: небольшая погрузочная высота, огромный проем, просторнейший багажник... В Logan тоже поместится куча вещей, но крышка с огромными петлями при этом может и не закрыться. Трюма Соляриса тоже с запасом хватит, но проем здесь более узкий, чем в Polo, а в глубине выпирают дуги усилителя кузова.
Посмотрите на центральные консоли Polo и Соляриса — они «сверстаны» практически одинаково, только дизайнеры в Фольксвагене пользовались угольниками, а в Hyundai — лекалами. Удобству управления разность подходов не повредила. Несложно справиться с магнитолой и в Фиате, но «климатические» рукоятки вращаются туго, а неровные зазоры выглядят неопрятно. Мимо кнопок стеклоподъемников в Логане не промахнешься даже в варежках, а вот панель магнитолы Blaupunkt, за которую просят 9000 рублей, раздражает крошечным экраном и миниатюрными клавишами
Стоп: а как же Fiat?
Нет-нет, мы про него не забыли. Но, во-первых, формально он принадлежит к «старшему» классу С+, как и Focus в прошлом тесте с Логаном и Polo. Неспроста ведь на наших прецизионных весах Solaris потянул на 1102 кг, Polo — на 1134 кг, Logan — на 1149 кг. А Linea весит уже 1284 кг. Разница в массе межклассовая!
Однако если самый простенький базовый Focus 1.6 лишь немного уступил Фольксвагену по сумме экспертных баллов, превзойдя Logan , то Linea...
Несмотря на 20-сантиметровое преимущество в длине, сзади здесь не просторнее, чем в Солярисе, уже не говоря про Polo и Logan. Багажник не больше. А интерьер… Это даже не 90-е годы, как в Логане, это 80-е.
В кресле сидишь, как в детской ванночке: высокие канты боковой поддержки давят и на бедра, и на лопатки. Руль с огромными твердыми приливами над верхними спицами неудобен, а широченная центральная консоль стесняет водителя и переднего пассажира. Качество сборки не выдерживает никакой критики. Крышка бардачка закрывается только после размашистого хлопка, «климатические» ручки вращаются с заеданиями, кругом острые края пластиковых деталей.
Может, все простим за турбомотор?
Субъективно 120-сильный Fiat кажется самым динамичным в квартете — с 3000 об/мин, как только турбокомпрессор начинает дуть в полные «легкие», Linea легко совершает любой обгон. Посмотрите на цифры замеров эластичности — турбо-Fiat набирает скорость в пределах одной передачи заметно быстрее безнаддувных конкурентов!
Но при обычном разгоне с переключениями передач Fiat не может оторваться от Соляриса, а после 120 км/ч даже начинает отставать. А самое главное — Linea заметно хуже по удобству управления тягой. Педаль газа слишком длинноходная, отклики на ее нажатие до турбозоны — вялые. А привод коробки передач ничуть не лучше, чем в Логане, — с большими ходами рычага и не самыми четкими переключениями.
И шумность... Доходило до смешного: мы с Ярославом сидим сзади, Диваков — за рулем. Едем молча. И вдруг Александр Николаевич оборачивается к нам: «Вы чего не отвечаете»? Оказалось, все это время он с нами говорил, но мы ничего не слышали!
Перейдя на повышенные тона, мы признали Fiat не только самым шумным, но и самым тряским — только Linea подробно передает микропрофиль покрытия, а острые преграды преодолевает даже грубее Polo. Причем задним пассажирам тряска заметнее, чем передним седокам.
Может, по управляемости Linea лучше? Действительно, тяжелый в парковочных режимах руль радует четким «нулем» при езде по прямой и приятным нарастанием усилия в пологих дугах. Но в крутых виражах информации водителю уже не хватает. Жесткая подвеска спотыкается на кочках, сбивая Fiat с траектории, а в предельных режимах Linea резко проваливается в занос.
И к тормозам есть претензия — дожать фиатовскую педаль до срабатывания АБС непросто. Лучшая настройка тормозов — у Hyundai, в Логане педаль чересчур легковесна, а Polo вновь напугал при объезде препятствия с торможением, неожиданно распустив хватку суппортов. Представители концерна Volkswagen в России обещают, что новая программа управления АБС появится в ближайшие месяц-два. Вместе с ней обновится и прошивка электроусилителя руля, который на многих седанах тянет машину вправо: «детская болезнь» ранних вазовских Калин поразила и «российский» Volkswagen!
Зато Polo единственный в нашей компании вообще не реагирует на боковой ветер. Это мы узнали в заключительный день теста, когда по трассе М5 съездили в Коломну и обратно, чтобы подсчитать реальный расход топлива. Темп держали «дачный» — не выше 120 км/ч, а при небольших заторах покорно выстаивали положенное в левом ряду. Самыми экономичными оказались Polo и Solaris — 7,1 л/100 км. 7,4 л на сотню требовал Logan, а Fiat с наддувом просил еще на литр больше.
Вдобавок посмотрите в таблицы затрат на запчасти и техобслуживание: за 90 тысяч километров на шесть регламентных ТО Фиата придется потратить 61800 рублей! К тому же из запчастей в наличии есть только расходники. Так что мощный турбомотор — это здорово, но... Не зря в этом году продано всего 290 Линий.
Logan по-прежнему прекрасен для того, чтобы путешествовать без тряски впятером и с поклажей, причем по разбитым дорогам. Но Polo и Solaris — автомобили более современные. И одинаково хорошие: паритет по сумме экспертных баллов!
Конечно, характеры у них разные: Polo практичнее и лучше управляется, а Hyundai быстрее и комфортнее. В пользу Соляриса говорит еще и пятилетняя гарантия против двух лет на Polo, и цена регламентных ТО — 33 тысячи рублей против 59 тысяч. Корейцам надо только разобраться с задними амортизаторами — эта тема уже выходит в топ на интернет-форуме владельцев Соляриса.
Одна беда — ждать и Solaris, и Polo уж слишком долго. Впрочем, в СССР в очереди за заветными Жигулями можно было провести полжизни...
Самый скромный базовый набор средств безопасности имеет Renault Logan: водительская подушка безопасности и ограничители усилия передних ремней. У самого простого Логана нет даже задних подголовников! Помимо них, в списке опций имеются АБС и фронтальная подушка безопасности пассажира. Калужский Volkswagen Polo оснащен гораздо богаче: две подушки безопасности, задние подголовники и крепления Isofix есть уже в начальной версии, а за доплату предлагаются АБС, система стабилизации и боковые подушки для передних седоков. Базовый Hyundai Solaris лишен пассажирской подушки безопасности и АБС, зато у него есть преднатяжители передних ремней (хотя ограничитель усилия пассажирского ремня устанавливается только вместе с фронтальной подушкой безопасности). Но у всех остальных версий АБС и вторая подушка уже есть, а список опций даже шире, чем у Polo (добавлены занавески безопасности). Наконец, Fiat Linea уже в начальной комплектации имеет две подушки безопасности и АБС, а оснащение топ-версии — такое же, как у Соляриса.
Дорестайлинговый седан Dacia Logan румынской сборки прошел краш-тесты по «старой» методике EuroNCAP 2003 года. Результат скромный: восемь баллов из 16 при фронтальном ударе и общий трехзвездочный рейтинг. Основная претензия — чрезмерное (более 200 мм) смещение педалей в салон. Редакция Авторевю в 2005 году провела собственный фронтальный краш-тест седана Renault Logan московской сборки по методике EuroNCAP. Автомобиль заработал 12 баллов — кузов отлично перенес столкновение, нагрузки на манекены не превысили опасных порогов. Главная проблема — дешевая подушка безопасности, допускающая высокие перегрузки головы водителя, а смещение педалей в нашем краш-тесте оказалось в норме. Малолетних пассажиров румынский Logan с креслами Britax Roemer Baby Safe и Duo Plus защищает на 63% (три звезды из пяти), а вот «пешеходный» рейтинг — всего 14%, или одна звезда из четырех возможных.
Фронтальный краш-тест седана Volkswagen Polo мы проводили в прошлом году: автомобиль набрал 14,3 балла из 16 возможных. Небольшому риску подвержены только ребра обоих седоков и голени водителя, вдобавок один штрафной балл снят за защиту ног из-за металлических конструкций рулевой колонки, близко расположенных к травмобезопасному кожуху. А в Европе эксперты EuroNCAP провели краш-тесты хэтчбека Volkswagen Polo. Пятидверка заработала пять звезд, причем оценка за фронтальный краш-тест оказалась всего на полбалла выше (14,8), чем у нашего седана. Боковые удары хэтчбек с занавесками безопасности выдержал на отлично. Малолетние пассажиры в креслах Bobsy G1 и G0 Plus защищены хорошо (86%), а безопасность пешеходов эксперты оценили в 41%. Но если для хэтчбека систему стабилизации можно заказать даже в базовой комплектации, то для седана она предлагается за доплату лишь в топ-версии Highline, поэтому российский Polo по методике EuroNCAP сможет заработать лишь четыре звезды.
Fiat Linea и Hyundai Solaris не проходили независимых краш-тестов. Зато хэтчбек Fiat Grande Punto, на основе которого создана Linea, по методике EuroNCAP 2003 года получил максимальные пять звезд. Результат фронтального удара — 13,6 балла: набрать больше помешала травмоопасная передняя панель и повышенные нагрузки от ремней безопасности. Боковые краш-тесты прошли без замечаний, защита пассажиров-детей в креслах Britax Roemer Duo Plus — на три звезды из пяти, а пешеходный рейтинг — три звезды из четырех возможных.
|
Экспертные оценки Авторевю
||||||| |Оцениваемые параметры|Макс. балл|Автомобили||||| |Fiat Linea|Hyundai Solaris|Renault Logan|Volkswagen Polo|Почему?| |Эргономика|200|150|165|160|165|Лучше всего водителю в Polo, а Solaris подвел не регулируемый по вылету руль. Сиденье Логана для невысоких, а кресло Фиата — для рослых и сутулых. Тонкие стойки кузова и огромные стекла — залог «аквариумной» обзорности Логана. Но у Соляриса больше наружные зеркала и зона очистки лобового стекла. Сложнее всего разглядеть окружающих из Фиата — зеркала маленькие, а стойки широкие| |Рабочее место водителя|100|75|80|75|85| |Обзорность|100|75|85|85|80| |Динамика|310|260|270|255|260|Турбомотор Фиата и атмосферный двигатель Соляриса разгоняют автомобили быстро, но управлять скоростью в Hyundai удобнее. Polo и Logan медленнее, к тому же в Renault слишком легковесные педали. Управляемость Polo азартна и понятна, а у каждого из соперников есть изъяны. Но Volkswagen неприятно удивляет при объезде препятствия с торможением, тогда как к тормозам Hyundai не придерешься| |Разгонная динамика|100|85|90|80|85| |Тормозная динамика|110|95|100|95|90| |Управляемость|100|80|80|80|85| |Ездовой комфорт|260|185|215|210|205|Комфортнее всех Solaris, но слишком сильная тяга к раскачке вынудила нас снизить оценку за плавность хода. Logan плохих дорог не замечает, но шумноват. В Polo мотор тоже слишком громкий, а подвеска жестковата. Fiat Linea еще грубее с пассажирами. Потенциальные возможности микроклимата у всех хороши, но в ходе замеров скорости прогрева салона Linea оказалась «холоднее» остальных. К тому же у нее наименьшая площадь нитей обогрева передних сидений| |Плавность хода, виброзащита|90|65|75|80|70| |Акустический комфорт|90|60|75|65|70| |Микроклимат|80|60|65|65|65| |Комфорт салона|230|175|170|155|190|Logan полноценно пятиместен, задние места Соляриса и Линии устроят только людей ростом до 180 см. У всех автомобилей большие багажники, но самая низкая погрузочная высота и неплохая отделка выводят в лидеры Polo. У Линии самый зажатый проем и высокий борт. После складывания спинки заднего сиденья у Фиата и Polo получается высокий проем и большая грузовая площадка | |Пассажирские места|90|70|70|80|75| |Багажник|90|70|75|75|80| |Трансформация салона|50|35|25|0|35| |Суммарный балл|1000|770|820|780|820||
У всех машин большие багажники, в каждый из которых уместилось по четыре 15-дюймовые покрышки или по 12 почтовых коробок. Но высшая оценка у Polo благодаря большому проему, высоко поднимающейся крышке и наименьшей погрузочной высоте. Чуть хуже Logan из-за огромных петель крышки, открытых пружин и отсутствия ручки для закрывания. Багажник Hyundai подвели усилители кузова в глубине отсека, зато здесь есть липучки, чтобы закрепить, скажем, канистру масла. Правильные петли крышки багажника Фиата и крючок для пакетов не в силах компенсировать высоченный борт и сжатый проем — запихивать покрышки сюда было труднее всего. Зато Fiat и Polo лидируют по трансформации — проем в салон при сложенных спинках выходит высоким и широким, в назидание Солярису
Сюрприз — подсветка бардачка есть только у Renault, самого доступного автомобиля в квартете. Да и сам отсек в Логане больше всех. Двухуровневый бардачок Polo немногим скромнее, но крышка падает на ноги пассажиру. Та же проблема и в Солярисе, только лоток здесь еще меньше, примерно как в Фиате
Полноразмерными запасками укомплектованы все седаны, к тому же в Polo и Солярисе рядом с колесом стоит лоток для вещей. В подполье Фиата тоже можно положить канистру или инструменты, а в Логане колесо лежит в нише плотно. Интересно, что только в Фольксвагене есть крючок для фиксации пола в поднятом положении, у Фиата настил откидывается к спинкам сидений, а в Солярисе и Логане его придется держать руками
Scriptio: Владимир Мельников.
Экспертная группа: Александр Диваков, Ярослав Цыпленков, Иван Шадричев, Андрей Мохов, Юрий Кузнецов.