Летние шины зимой: будет ли штраф
Какие только отговорки не придумывают некоторые автомобилисты, лишь бы не переобувать свои автомобили на зимние фрикционные или шипованные шины… В ход идут такие аргументы, как всемогущий полный привод, который, к слову, не помогает останавливать машину, или свой многолетний опыт. Как ни странно, законодательство смотрит на подобное двояко.
Месяцы, когда необходим переход на покрышки по сезону установлен пунктом 5.5 Технического регламента Таможенного союза: «Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения, в летний период (июнь, июль, август). Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения, в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колёсах транспортного средства. Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза».
Казалось бы, запрет прописан и очевиден, но здесь начинается самое интересное. Штраф для тех, кто разъезжает в холодное время года на «лете» не предусмотрен и отсутствует в Кодексе административных правонарушений. Странно, не правда ли? Ведь за подобное деяние, способное спровоцировать тяжелую аварию, непременно должна быть санкция. «Сейчас такое невозможно. Несмотря на имеющийся запрет на использование летних шин в зимние месяцы (это прописано в техническом регламенте) наказания в КоАП нет, так как не прописан соответствующий запрет в ПДД. Понятно, зимой ездить на летней резине небезопасно. У нее хуже сцепление с дорогой, больше тормозной путь. Однако, несмотря на такие очевидные вещи, некоторые продолжают ездить на резине не по сезону», – говорит юрист и автоэксперт Сергей Смирнов.
Впрочем, штраф, связанный с зимними покрышками все же предусмотрен, правда, он связан не со сроками эксплуатации, а с остаточной глубиной протектора. В пункте 5.1 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» Правил дорожного движения сказано следующее: «Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм».
Если водитель разъезжает зимой на «лысых» шинах – бывают и такие – то его накажут согласно 1 части статьи 12.5 КоАП: «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 7 настоящей статьи, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».
А как насчет возможных «результатов» эксплуатации летних шин в течение зимы? Ответ на этот вопрос дают результаты теста издания Tyre Reviews, в котором участвовала всесезонная модель Continental AllSeasonContact, летние покрышки PremiumContact 6 и зимние WinterContact TS 860 того же производителя, всесезонка Michelin CrossClimate и зимние покрышки скандинавского типа Nokian Hakkapeliitta R3. Испытания проводились при широком спектре условий для оценки эффективности торможения на сухой поверхности и воде, а также управляемости на снегу. При температуре окружающей среды от 0 С до +8 С и на сухой поверхности доминировали летние и всесезонные шины – разница в тормозном пути между ними и зимней моделью скандинавского типа достигла шести метров. Замедления на мокрой поверхности в диапазоне примерно от +3+5 С до +15 С выявили, что модели всесезонки, участвовавшие в тесте, обеспечивают более эффективное торможение, чем зимние колеса европейского типа. Интересно и то, что при +10 С результат всесезонок даже превзошел таковой у летних Continental.
Но стоило начать зимнюю часть испытаний при -9 С, как все встало на свои места. Лучший результат прохождения снежной трассы управляемости, где пилоту приходится и ускоряться, и тормозить, и проходить повороты показали скандинавские шины. Летние покрышки проиграли им более десяти секунд! Логичный вывод напрашивается сам собой – эксплуатировать покрышки следует в условиях, для которых они изначально создавались, а не экспериментировать и не рисковать своей жизнью и жизнями окружающих.