Статьи

Куда катится автомобильный дизайн

У автомобильных дизайнеров в последнее время появляется мало настоящих идей, зато есть желание выделить будущую модель в потоке. Разбираемся, к чему это может привести.

Разговоры о дизайне среди автомобильных журналистов считаются не то чтобы запретными, но «контрпродуктивными»: у каждого человека свой вкус, поэтому и говорить о дизайне нет смысла. Аргумент. Что не мешает тем же журналистам при описании внешнего вида новой модели цитировать пресс-релизы огромными кусками. В бессмысленных текстах от производителя наблюдается примерно такой набор и порядок слов: «Стремительная линия крыши машины XXXX, мускулистые крылья и плечи создают потрясающий профиль». Фраза взята из новейшего официального пресс-релиза. И надо понимать, что эти документы примерно на 80% состоят именно из подобных предложений.

В массовом сознании не существует разницы между настоящим дизайном и стилистическими изысканиями. У дизайнеров в последнее время появляется мало настоящих идей, зато есть желание выделить будущую модель в потоке. Примерно так же работает половой отбор в живой природе. Только если у павлина со временем появился шикарный хвост, привлекающий самок, то автомобили отращивают себе невероятную переднюю и заднюю оптику, сумасшедшей формы решетку радиатора, а также хитрейшие выштамповки по бортам — все для того, чтобы понравиться покупателю. Технологии 2016 года позволяют практически все — вопрос только в бюджете, запланированном на дизайн. Причем автомобильный стиль становится все более агрессивным независимо от марки и модели. Даже городские малыши получают огромные злые решетки радиатора, чудовищные воздухозаборники и оптику, повергающую в ужас конкурентов. Невероятный шквал мутаций!

Что касается настоящего дизайна, за ним всегда должна стоять какая-то идея, чаще всего компоновочная или работающая на функционал модели. При этом дизайнерский автомобиль не обязательно должен быть красив. То есть — пропорционален. В общем, мы решили составить собственный хит-парад современных — и не только — образцов автомобильного дизайна. Ну и «антипарад» — машин ярких, но не отличающихся глубиной мысли создателя.

Jaguar I-Pace

Суть этого «Ягуара» в относительной свободе инженеров-компоновщиков. Поскольку традиционный силовой агрегат в автомобиле отсутствует, а электромоторы между парами колес и блок батарей под полом очень компактны, дизайнеры собрали все шасси в плоскую платформу. Получился скейт с ровным полом, где колеса расставлены по углам тележки. Осталось лишь аккуратно «упаковать» подвески. В итоге форма следует за функцией. Просторный салон — это огромная для такой машины колесная база, ровный пол и нарочитая компоновка cab forward.

Mercedes-Benz IAA Concept

Крутейшая идея, завязанная на аэродинамику. На обтекаемость автомобиля сильнее всего влияет его задняя часть. Коротко: чем мягче, без срывов, поток воздуха обтекает автомобиль, тем лучше аэродинамика и ниже расход топлива. То есть хуже всего в этом смысле дела у грузовых фур с вертикальной задней стенкой. Знаете, почему она всегда невероятно грязная? В этой зоне за автомобилем возникает разрежение, куда засасывается вся грязь из-под колес.

Но вытянутый хвост, который так нравится воздушным потокам, получается бессмысленным для компоновщиков — машина становится очень длинной. Mercedes решил «отращивать» хвост только на скорости, когда длина машины играет не такую большую роль, нежели на стоянке. Одновременно автомобиль выдвигает аэродинамические щитки спереди, закрывает колесные диски и заслонки в решетке радиатора. В общем, здесь внешний вид буквально следует за функцией!

Dacia/Renault Logan первого поколения

Кому из нас он нравится? Да никому! Автомобиль-топор. Между тем, машина почти сразу после своего дебюта оказалась в учебниках по дизайну. Именно идею простого топора художники-конструкторы прекрасно отработали на практике. Смысл в том, что автомобиль должен быть максимально дешев в производстве и содержании. Logan свою простоту подчеркивает специально — и внешне, и в интерьере. Простые, не требующие сложных штампов, внешние панели кузова. Плоские стекла, панель приборов, отформованная единой деталью, дверные карты с выштамповками вместо отдельных нормальных ручек. И так далее. Вместе с тем — модель просторная, современная, надежная, имеющая неубиваемые моторы и подвеску.

Citroen 2CV

На самом деле идея «Логана» появилась еще до войны. У другой французской марки. Citroen 2CV называли не только «гадким утенком», но и «зонтиком на колесах». Вообще никаких удобств. По сути, ситроеновцы решили сделать моторизированную тележку с дешевым матерчатым верхом. Для фермеров и горожан. Первым надо было возить товар на рынок по плохим дорогам, вторым — перемещаться по городу. Но «де шво», запущенный в производство в 1948-м — ну да, банально звучит, пропустите эту фразу и идите дальше — посадил французов за руль.

Citroen DS19

Citroen, наверное, самый дизайнерский автомобильный бренд. Сейчас, правда, он тоже больше занимается стилистикой, а в 1955-м французы показали чуть ли не главный автомобиль всех времен. Представьте себе: в это время на Земле выпускали машины типа 21-й «Волги», а тут — летающая тарелка и возможность заказать такую для себя! Аэродинамика, широкое применение пластика, подчеркнутая роль передних ведущих колес, огромное остекление с тоненькими стойками, руль с одной спицей. Наконец, гидропневматическая подвеска — в этой машине необычно все. Именно такого эффекта и добивались создатели. Но, опять же, можно DS назвать красивым? Не факт. Он просто был сумасшедшим, и свел с ума весь мир.

Теперь — пятерка красавцев:

Chevrolet Impala 1959 года

Весь XX век американские машины мутировали по собственному сценарию. Середина и конец 50-х — это «детройтское барокко». Пышный стиль с невероятным количеством хрома и беспокойными снами о космических полетах на ракете. Ежегодно (!) стиль существенно перерабатывали. Impala 1959-го — шедевр тех лет с невероятными задними килями. Но никаких специальных функций художества не несли. Просто чистая радость.

Ford F-150

Сложная ситуация: с одной стороны, предельно функциональные фермерские пикапы — американская классика. Множество вариантов кабин и платформ, огромное количество аксессуаров и приспособлений для грузового отсека. Ford F-150, чтобы было понятно, сейчас самый популярный автомобиль в самой автомобильной стране мира. С другой стороны, ну, представьте себе «фермерский» Citroen 2CV с такой хромированной мордой...

Mercedes-Benz E-класса 1995 года

Знаковый автомобиль. Нам кажется, что именно шутка с передней оптикой у этой модели (заметьте, все остальное у машины — спокойные панели кузова, остекление, даже задние фонари — еще нормальное, не затронутое психозом) стала спусковым крючком для остальных брендов. Мир понял: теперь можно все!

Lexus NX

Куда же вы! Не надо искать полицию, призывать на помощь армию и флот. Это не венерианское насекомое, так работают мутировавшие автомобильные гены.

Infiniti QX30

Не знаем, передаются ли мутации воздушно-капельным путем, но ближайшего соседа Lexus сегодня колбасит не меньше. Невероятные формы, очень сложные штампы, агрессивные оптика и решетка радиатора — все для того, чтобы привлечь и съесть нас с вами!

А вообще, конечно, все эти машины очень красивы. Infiniti — просто движущаяся скульптура. Пожалуй, лишь Volkswagen и Audi держат себя в руках, выпуская скучные пропорциональные машины «в стиле 90-х». Но болезнь поселилась и в этих автомобилях. Она себя проявляет в затейливых линиях светодиодов. Что же случится дальше? Мир застыл в напряжении!

Возможности сервиса Quto по подбору нового автомобиля.