Когда появилась компания Ferrari и причем тут каббала
В детстве Энцо Феррари мечтал о карьере журналиста, автогонщика и оперного тенора. Попробовав себя – и не без успеха – в первых двух ипостасях, уроженец Модены стал не только знаменитым предпринимателем, но и творцом легенды собственной жизни, начиная... с ее первого же дня
Каббала диктует
Коммендаторе, как почтительно именовали Феррари, любил вспоминать, что из-за сильнейшего снегопада лишь на третьи сутки после появления на свет младшего сына отец из их дома на окраине сумел добраться до муниципалитета в центре Модены. Так в метрике о рождении Энцо Ансельмо Джузеппе Мария Феррари появилась "отсроченная" на два дня дата рождения, 20 февраля 1898 года.
Много позже оригинал документа будет обнаружен, и тогда выяснится, что, во-первых, под ним стоит подпись не отца, Альфредо Феррари, якобы пробивавшегося через снежные заносы (в официальном журнале метеонаблюдений нет и намека на природные катаклизмы), а акушерки. Во-вторых, 20 февраля как день рождения Энцо значится в метрике, датированной 24 февраля 1898 года. Люди, хорошо знавшие Мага (одно из прозвищ Феррари), предполагали, что всему причиной его увлечение каббалой. В этом эзотерическом учении цифра "18" символизирует силу воли, а двадцатка – печаль и озабоченность злом. Если и это легенда, то тоже красивая.
Развод с «Альфа Ромео»
"Я не отрекусь от способности иметь собственное мнение и своего несносного характера", – с такими словами в 1939 году Энцо Феррари покинул пост руководителя гоночного подразделения Alfa Romeo, которое создал в 1929 году под именем Scuderia Ferrari и с которым одержал множество побед. Депрессии не последовало. Уже 1 сентября 1939 года Феррари основывает в родной Модене компанию Auto - Avio Costruzioni (AAC) по производству четырехцилиндровых двигателей для учебно-тренировочных самолетов и шлифовальных станков, использовавшихся при изготовления подшипников. Спрос на тот и другой вид продукции гарантировала начавшаяся Вторая мировая.
Но страсть к автомобилям у Феррари не исчезла. В декабре 1939 года Энцо получил заказ от земляка, маркиза Лотарио Рангони Макиавелли на постройку двух машин для участия в легендарной гонке Mille Miglia. Модели, в конструкции которых широко использовались узлы модели Fiat 508 C Balilla 1100, получили обозначение "815". Оно расшифровывалось как 8-цилиндровый (рядный) мотор рабочим объемом 1.5 л.
Для своего времени это был передовой агрегат с легким алюминиевым блоком, адаптированной под гоночные нагрузки системой смазки и квартетом карбюраторов. Особое внимание к конструкции двигателей станет визитной карточкой моделей Феррари и, по мнению многих, обеспечит им 80% успеха. От оставшихся 20% большая часть будет приходиться на долю дизайна. Для 815-х кузова изготовило миланское ателье Touring, с основателем которого, Феличе Бианки Андерлони, Энцо Феррари был дружен со времен своей карьеры автогонщика.
Touring и на этот раз оправдало появившуюся в 1930-е приставку "Superleggera" (сверхлегкая – ит.) к своему названию. Изготовленные из Италлумаг 35, алюминиево-магниевого сплава, элегантные двухместные кузова весили всего 54 кг каждый, а снаряженная масса 815-х составляла всего 625 кг, что позволило получить хорошую удельную мощность при отдаче двигателя в 75 л.с.
Если что и огорчало тогда Энцо Феррари, так это невозможность дать 815-м свое имя. Таково было одно из условий "развода" с Alfa Romeo. Поэтому 28 апреля 1940 года на старт гонки, которая из-за начавшейся мировой войны проводилась в "городском" формате Гран При Брешии, 815-е вышли под маркой ААС. Но Феррари нашел способ уязвить бывших коллег: для кузовов 815-х был выбран цвет бычьей крови, цвет гоночных Alfa Romeo.
Фирменный, более яркий красный цвет Ferrari появится позже. Кстати, его создаст все то же ателье Touring. Ему Энцо Феррари поручит и разработку дизайна туристических вариантов 815-х с кузовами купе и спайдер. Осуществлению этих планов помешала разгоревшаяся Вторая мировая. Тем не менее именно в 1940 году появились все слагаемые, которые обеспечат успех компании Ferrari.
Возвращение в парк Валентино
"Главное не победа, а участие" – такой подход категорически не устраивал Энцо Феррари. Обе ААС 815, поочередно побывав лидерами в своем классе в памятном Гран При Брешии 1940 года, вынуждены были сойти из-за механических поломок. Реванш начал готовиться еще в январе 1945 года. Тогда в офисе ААС на проспекте Trento e Trieste в Модене временно отстраненный от работы в Alfa Romeo по политическим мотивам Джиоаккино Коломбо, один из ведущих инженеров компании, начал проектировать V12.
Будущее супероружие еще не существовавшей Ferrari. "В истинном Ferrari может звучать только неподражаемая, идеальная по гармонии музыка моторов V12", – скажет впоследствии великий дирижер и многолетний клиент марки Герберт фон Караян.
Впрочем, изначально все было далеко не очевидно. В июне 1946 года Коломбо вернулся в Alfa Romeo, а на место главного конструктора будущей Ferrari 125 S пришел Джузеппе Буссо. И он раскритиковал выбор архитектуры двигателя, доказывая, что при заданном рабочем объеме в 1.5 л эффективнее 8-цилиндровый мотор. И с ним вроде бы соглашались. Но Коммендаторе "заболел" V12 с юности, увидев в 1915 году в статье о гонке 500 миль Индианаполиса фото Packard с таким двигателем, а позже рассмотрев в деталях свою мечту на личной машине графа Тросси, одного из клиентов Scuderia Ferrari.
Как бы то ни было, дело зашло слишком далеко, и к гоночному сезону 1947 года в Маранелло, куда Энцо Феррари перенес свой офис еще в 1943-м, подготовили два экземпляра модели с V12.
К тому моменту срок действия ограничений, наложенных на Феррари при его уходе из Alfa Romeo в 1939 году, истек, и машины получили обозначение Ferrari 125 S, став первыми "официальными" представителями марки. Плюс в отличие от довоенных АСС 815 они были разработаны и изготовлены компанией с чистого листа. Возможно, поэтому их V12 получились не одинаковыми.
Гонщик Нино Фарина, раздосадованный тем, что мотор его машины не додает "лошадей" 20 от заявленных 100, переусердствовал на тренировках в повороте и повредил свой Ferrari 125 S. Это сделало Франко Кортезе первым в истории пилотом команды Ferrari как независимого производителя. В дебютной гонке 11 мая 1947 года в Пьяченце он пробился в лидеры и удерживал свою позицию пока за семь кругов до финиша не сошел с дистанции по причинам, которые официально так никогда и не были названы.
Но уже через две недели Кортезе принес Ferrari первую победу, опередив на Гран При Рима более мощные Maserati 6CS 1500s.
В дебютном сезоне Ferrari 125 S еще пять раз финишируют первыми, однако лично для Энцо Феррари особенно значимой окажется победа, одержанная 12 октября 1947 года. Когда французский гонщик и герой движения Сопротивления Раймон Соммер выиграл Гран При Турина за рулем Ferrari 159 S (вариант 125 S с форсированным до 125 л.с. V12), Энцо Феррари нашел в городском парке Валентино ту самую скамью, на которой он, комиссованный по болезни солдат Первой мировой, плакал в 1919 году, получив отказ Fiat принять его на работу.
Надо ли говорить, что через 28 лет Феррари испытал в том же месте совсем другие чувства. Кстати, в каббале цифра "28" означает удачу в любви, а Маг, безусловно, любил свое дело...