Статьи

Как правильно согреть трансмиссию студёной осенью и зимой

Автомобилисты знают: после запуска двигателя ехать лучше не сразу – сперва нужно немного погреть мотор. Бывалые водители идут дальше – они прогревают и некоторые другие жизненно важные агрегаты машины. Один из таких узлов – трансмиссия. Рассказываем, как правильно её греть.

Вне зависимости от типа трансмиссии прогрев коробки передач не повредит вашему автомобилю. Даже напротив – нехитрые операции позволят продлить жизнь этому агрегату. Каждый тип трансмиссии требует особого подхода. Будем двигаться от простого к сложному.

Если на вашей машине стоит старая и простая как пять копеек "механика", опасаться низких температур особого смысла нет. Именно этот тип трансмиссии идеально подходит для любых, даже самых экстремальных условий эксплуатации.

В современных механических коробках передач уже не применяется минеральное масло. Полусинтетика и синтетика заливаются на весь срок службы автомобиля. Масло меняется только в исключительных случаях. Всё дело в свойствах современного масла – незначительные морозы ему не страшны. Смазка, разумеется, становится на холоде более вязкой, но сохраняет свои свойства – отлично разбрызгивается шестернями и смачивает пары трения.

Именно по этой причине прогрев обычной "механики", как правило, не требуется. Сразу после запуска двигателя крутящий момент начинает передаваться на первичный вал коробки. Масло в буквальном смысле взбивается и быстро согревается. Перед началом движения нелишним будет выжать сцепление и последовательно пройтись по всем ступеням. Затем смело отправляйтесь в путь. Трансмиссия очень быстро выйдет на рабочую температуру. Главное – не нагружать коробку сразу.

Если у вас автомобиль с традиционным "автоматом", действовать нужно несколько иначе. В коробке на базе гидротрансформатора крутящий момент передаётся от двигателя с помощью крыльчаток, работающих в масле – трущихся частей там нет.

Для прогрева гидротрансформатора требуется время. Дайте движку поработать на холостых оборотах несколько минут, а затем выберете селектором режим D ("Драйв"). Тормоз после этого нужно по-прежнему удерживать. Через некоторое время загустевшее масло начнёт разжижаться и бежать по каналам. Через минутку ту же операцию можно проделать в режиме R.

Некоторые водители выполняют прогрев "автомата", оставляя машину на "ручнике", а сэкономленное время тратят на подготовку к поездке, чистку стёкол и зеркал. Это не совсем правильно: на некоторых моделях электроника увеличивает нагрузку на гидротрансформатор, увеличивая обороты двигателя. При определённом стечении обстоятельств автомобиль может попросту уехать.

Машины со стандартным "роботом" мало чем отличаются от своих собратьев, оснащённых традиционной "механикой". Они всего лишь дополнены электронным блоком управления и тягами, которые холода не слишком жалуют. На автомобиле с классическим "роботом" ехать лучше всего не сразу. Температуру в коробке нужно поднять хотя бы на пару-тройку градусов. Держать рычаг селектора агрегата в положении «Драйв» во время прогрева здесь нельзя – это может скинуть трансмиссию в аварийный режим. "Робот" с двумя сцеплениями (или преселективный "робот") – совершенно иной механизм. Он может быть как "сухого" типа, так и "мокрым". В зависимости от этого выбирается метод прогрева.

"Сухой" вариант греется примерно как обычная "механика": прогрели мотор и аккуратно поехали на "Драйве". А вот на светофорах из режима D лучше выходить, особенно "на холодную". Переводите селектор в "Нейтраль".

"Мокрые" преселективы прогревают по-другому. Их нужно раскочегаривать дольше по вполне объяснимой причине – из-за густеющего на холоде масла. Для этого можно на непродолжительное время включить режим Драйв» и нажать тормоз. Злоупотреблять таким прогревом не стоит. Не забывайте: мокрые преселективы быстро мрут от активной езды в морозы.

Автомобили с вариатором наиболее уязвимы в холода. Прогреть такую трансмиссию в режиме холостых оборотов невозможно, а быстро ехать "на холодную" – губительно для агрегата. У вариатора есть гидротрансформатор, поэтому стояние в пробках и на светофорах он переносит без проблем. На многих моделях изначально встроена "защита от дурака", не позволяющая коробке с ходу выйти на максимальные эксплуатационные режимы (блок управления не даёт водителю сильно раскрутить двигатель и нагрузить вариатор). После начала движения вариатор может страдать и гудеть, но по прошествии 5-10 минут езды в щадящем режиме агрегат приходит в нормальное состояние.