Как не попасться на развод в шиномонтаже: самые популярные уловки
О хитрости российских шиномонтажников не знают лишь те, кто никогда не пользуется их услугами. Развести нашего брата-автомобилиста шинных дел мастера могут на раз-два - и опомниться не успеете! Прежде чем ехать в мастерскую, ознакомьтесь с уловками, с которыми вам посчастливится столкнуться лично. Не дайте себя обмануть!
Замена вентиля
Первое, что делает практически любой шиномонтажник, взяв в руки колесо, – отточенным движением руки срезает вентиль. Не глядя, по умолчанию! Ему не важно, в каком состоянии находится это устройство. Заменил – значит, заработал! Притом заработал неоднократно!
За условную сотню рублей мастер монтирует в ваш колёсный диск самый дешёвый 20-рублёвый вентиль ужасного качества. Служит он от силы год, после чего точно так же меняется на новый – аналогичное барахло с китайской родословной. Если по какой-то причине вы не смените вентиль «от шиномонтажника», он всё равно вынудит вас посетить мастерскую: качество монтируемых изделий настолько ужасно, что резина в буквальном смысле рассыпается в руках. Хорошо, если из вашего колеса на ходу внезапно не выйдет весь воздух – и такое возможно!
Читайте также
Даже два года вентили «от мастеров» служат в исключительных случаях. Не верите? Осмотрите свои. Попробуйте их немного согнуть – обнаружите трещины. Заметили? Бегом в магазин за качественными изделиями от достойных производителей. Прекрасно на роль таковых подходят вентили, которые ставятся на заводе – фирменные, от производителя автомобиля. Стоят они на порядок больше китайских, но и служат не меньше самих покрышек. Менять их каждый год уже не придётся. Главное – вовремя останавливать при визитах на шиномонтаж ушлых мастеров, гораздых пустить под нож действительно качественные и надёжные вентили. Для них это – прямая выгода.
Накачка азотом
Мода накачивать шины азотом пришла в мир обычных водителей из автоспорта. Такую услугу предлагают наиболее дорогие, «брендовые» шинные центры с псевдоспортивным, люксовым уклоном. Стоимость переобувки возрастает на несколько сотен рублей, однако по факту переплата абсолютно бессмысленна. Чудодейственные свойства азота объясняются мастерами тем, что молекулы этого газа довольно крупные – они хуже проходят сквозь стенки покрышки. В действительности разница почти полностью отсутствует - молекулы азота мало чем отличаются от молекул воздуха, который, к слову, состоит из азота на 78%.
Читайте также
Азот меньше подвержен тепловому расширению, и это действительно так, но, напомним, львиная доля состава воздуха – и есть тот самый азот.
Наконец, азот легче воздуха, а значит, накачанная им шина легче той, что накачана воздухом. Вот только разница в весе исчисляется несколькими граммами, которыми при гражданской эксплуатации обычного автомобиля вполне можно пренебречь.
Смазка колёсных болтов или ступиц
Смазывать колёсные болты и гайки категорически запрещено. Они всегда должны быть сухими и чистыми, закручиваться без дополнительной обработки какими бы то ни было лубрикантами.
Объясняется это просто. Колёсные болты и гайки имеют конусную посадку и выполняют функцию центрирования. Затягиваются они строго предписанным производителем моментом (обычно – от 100 до 110 Нм). Смазав резьбу и конус, вы облегчите процесс затягивания болтов и гаек на нужный момент. Однако стоит помнить, что любое резьбовое соединение по своей сути работает как мощная пружина: при затяжке болтов и гаек резьба немного удлиняется, при этом она пытается вернуть своё первоначальное положение – возникает натяжение, не позволяющая болтам и гайкам раскрутиться. Решающим является момент данного натяжения. При превышении усилия резьба начинает рваться, металл не выдерживает. При недостаточном усилии нужного натяжения не возникает вовсе.
Читайте также
Во время «сухого» затягивания колёсных гаек и болтов предаваемый момент на 90% тратится на трение в сопрягаемых поверхностях – 50% съедает трение торцевой части головки болта или гайки с диском, до 40% – трение в самой резьбе. Лишь порядка 10% уходит на создание самого натяжения, удерживающего колесо.
Если ту же резьбу перед затяжкой смазать, потери на трение в процессе затягивания болта или гайки резко уменьшатся. Трение на торцевой поверхности гайки можно уменьшить примерно до 20%, а на резьбах – примерно до 10%. Иными словами, приложив то же самое усилие на баллонный ключ, вы потратите на создание натяжения на резьбе до 70% от этого усилия. А это самый настоящий акт насилия над резьбой.
Мода смазывать ступицы объясняется просто: при длительной эксплуатации колёсный диск действительно может «прикипеть», буквально прилипнуть к сопрягаемой поверхности. Однако это возможно лишь в случае, если вы не будете снимать колесо на протяжении ряда лет. В реальных условиях эксплуатации, при ежегодной смене шин, это почти полностью исключено безо всякой дополнительной смазки. Развод на деньги, не более!
«Люксовые» грузики
Нагреть нашего брата могут и при такой банальной операции, как балансировка колёс. В порядочных шиномонтажных мастерских клиент платит за сам факт балансировки – без разницы, сколько грузов устанавливается на тот или иной диск. Но так бывает не всегда.
Ушлые мастера могут посчитать количество установленных грузов и попросить оплатить их отдельно. Но и это ещё не всё: найдутся грузики попроще, подешевле, и подороже – «люксовые», на самоклейке.
К слову, балансировать уже собранные колёса по мере износа шин не обязательно. Если изначально они были отбалансированы качественно, то при обычной, нормальной эксплуатации автомобиля изнашиваются шины равномерно – разбалансировки не происходит. Если вы используете два комплекта покрышек (каждый на своих дисках), ездить на балансировку каждый год не нужно. В большинстве случаев это пустая трата времени и средств.
Снятие и установка колёс
Перед посещением шиномонтажной мастерской нелишним будет ознакомиться со стоимостью снятия/установки колёс. В комплекс услуг изначально может входить и эта услуга, однако часто она оплачивается клиентом отдельно. Важно не упустить это из виду и не дать себя облапошить. При покупке шин в шинном центре с бесплатным монтажом в подарок о подарке могут попросту «забыть». Весьма распространённая практика в России.