Статьи

В чем разница между бюджетными и дорогими электрокарами

Крупнейшие производители автомобилей переключаются на производство электрических моделей. Кто-то предпочитает плавный переход к выпуску экологически чистых машин, кто-то - более резкий.

По сути, первыми (после Tesla) объявили о переходе на электричество Volkswagen. Поначалу в компании решили просто интегрировать электромотор и батареи в существующие модели - это дешево и не потребовало бы серьезных затрат на первых порах.

Когда в испанской компании Gestamp отдел R&D начал проводить исследования по скрещиванию шасси Volkswagen Up и электромотора, оказалось, что все не так просто. Крутящий момент и мощность электрического силового агрегата просто разрывали слабую структуру городского супермини.

Специально для электрического eUp инженеры Gestamp сделали усиленное шасси, которое было значительно дороже. В нем применялись новые более прочные материалы. Кроме того, затрат потребовали новые штамповочные матрицы. И это только один частный случай по переводу дешевого ситикара на батарейки.

В Volkswagen поняли, что просто так электромотор в обычный автомобиль не воткнешь. Это стало одной из причин разработки полностью новой платформы Modular Electric Toolkit для электромобилей, которая сегодня известна как MEB. В нее было вложено более 7 млрд долларов, чтобы Volkswagen мог на ее основе собирать все: от городских хэтчбеков до просторных минивэнов.

К 2022 году Volkswagen планирует выпускать 15 млн электромобилей, построенных на MEB, на восьми заводах. Да-да, планирует. Но что, если спрос на электрокары окажется не столь высоким?

Аналитики утверждают, что хоть компании уже и выпускают электрокары, но спрос на них все еще крайне низкий. Он не идет ни в какое сравнение с продажами обычных машин с ДВС.

У других производителей те же самые страхи. Поэтому BMW, в отличие от Volkswagen, не торопится переходить на полностью электрические модели.

Глава BMW Оливер Ципсе говорит, что в компании могут спрогнозировать спрос на новое поколение 3 Series, но строить прогнозы продаж электромобилей гораздо сложнее.

BMW, как и некоторые другие производители, отказался от идеи разработки новой отдельной платформы для электромобилей. Вместо этого баварские инженеры применяют гибкие платформы, которые поддерживают как электрические силовые агрегаты, так и стандартные ДВС или гибриды.

Ципсе говорит, что в 2030 году у компании, разумеется, изменится подход к производству электромобилей, но сейчас не 2030 год, так что выбранный компанией путь является единственно верным для поддержания прибыльности.

Гибкие многофункциональные платформы, вроде CLAR или FAAR, позволяют регулировать выпуск конкретных модификаций. Скажем, если спрос на гибридные версии упадет, а на бензиновые вырастет, компания без ущерба для производства перераспределит мощности.

При этом потребителям не дела до таких понятий, как платформы или шасси, на которых сделаны автомобили. Их заботит конечный результат - продукт, за который они и заплатят деньги.

С ним не согласен Тим Уркуарт из агентства IHS Market. По его словам, в идеальном мире каждая электрическая модель должна собираться на собственной платформе, которая, однако, не должна быть чересчур сложной.

По сути, все платформы для электромобилей представляют собой огромный скейтборд. Это подставка под батареи с четырьмя колесами.

Старший аналитик агентства IHS Патрисио Барбале уверен, что современные разработки позволяют избавиться от функционала, который клиент просто привык видеть на автомобиле.

К примеру, задние тормоза. По мнению Барбале, современные системы рекуперации энергии позволяют отказаться от них. Привычная рулевая рейка в век технологии steer-by-wire или "руль на проводах" позволяет сэкономить место и сделать автомобиль легче.

Компании Volkswagen платформа MEB позволяет делать базовые модели заднеприводными. Более дорогие модификации будут оснащены полным приводом. Салон автомобилей также вырастет в габаритах, потому что в них нет ДВС и свободное место можно отдать либо под багажный отсек, либо на откуп клиенту.

При габаритах Volkswagen Golf салон такого автомобиля будет размером с Passat. Именно таким получился первый серийный электромобиль компании - ID.3.

Одновременно другой бренд концерна - Porsche - занялся разработкой еще одной платформы для электромобилей. Premium Platform Electric предназначена для полноразмерных моделей и в будущем на ее основе будут строить все дорогие модели концерна под брендами Audi, Porsche и Volkswagen.

Похожей модели придерживаются и в Daimler. Там сейчас ведется разработка платформы Electric Vehicle Architecture (EVA2), первая модель на основе которой выйдет в 2021 году. На данный момент известно, что на ней построят два седана и два кроссовера.

Альянс производителей более бюджетных автомобилей Renault Nissan работает над платформой CMA. Она будет поддерживать только электрические модели, но основана на обычной CMF. Выпуск серийной модели на ней состоится не раньше 2022 года.

Японская Toyota работает вместе с Subaru над платформой, которую они анонсировали еще в июне. Правда, про нее вообще ничего не известно.

Когда речь заходит об электрокарах, отдельный вопрос вызывает безопасность. Не секрет, что при сильных ударах литий-ионные батареи могут взрываться. И если они горят, то горят так, что потушить их почти невозможно. Обычным огнетушителем уж точно, ведь это химическая реакция.

Издание Automotive News пишет, что платформа MEB решает вопрос безопасности батарей с помощью специальных прочных боксов. Никлас Браннберг из китайского стартапа Nio утверждает, что стоимость разработки новой платформы для электрокара примерно такая же, как аналогичной для ДВС.

Одно можно знать наверняка - никто не знает точно, насколько вообще приживутся электромобили. Далеко не везде все еще есть инфраструктура для их использования. Тем не менее, производители будут стараться навязать их клиенту.

Глава Gestamp Франциско Риберас утверждает, что рынок точно переключается на электрокары. Он в этом уверен, потому что Volkswagen уже заказал 570 000 батарейных боксов у его компании. И это только на один год.

Совершенно не важно, готовы ли потребители к электрокарам. К ним готовы производители. И они сделают все, чтобы пересадить клиентов на них, ведь от этого зависит их будущее. Если вам не нравится, что приходится ждать, пока зарядится ваш гаджет на колесах, вас заставят немного попялиться в экран другого гаджета, чтобы скоротать это время.