Статьи

Как на вторичный рынок попадает восстановленный «тотал»

© depositphotos

Покупка бывшего в употреблении автомобиля в России – всегда лотерея. Кому-то достаётся действительно «живое» авто, не успевшее побывать в ДТП, от других удача отворачивается: в руках невезучих граждан оказываются машины, восстановленные из небытия. Всплывает это обычно не сразу. Эксперты рассказали, как барыги возвращают к жизни автохлам.

Огромная часть автомобилей, реализуемых на вторичном рынке РФ, – самый настоящий «тотал». Иными словами, это транспортные средства, побывавшие в крупных ДТП и подлежащие утилизации. Повреждения машин были столь серьёзными, что восстанавливать их по страховке было просто глупо – страховая компания выплатила полное возмещение ущерба. Как пояснил портал aif.ru со ссылкой на Drom.ru, сумма возмещения в таком случае достигает 65-75% от рыночной стоимости машины на момент ДТП. Владелец транспортного средства может просто отказаться от прав на разбитое авто и получить «живые» деньги, а потом купить новенький автомобиль. В некоторых случаях разбитый автомобиль остаётся у автовладельца, а страховая компания выплачивает часть ущерба. Из суммы вычитается стоимость повреждённых элементов.

Дальнейшая судьба повреждённых машин представляет особый интерес. Если автомобиль большой ценности в плане восстановления не представляет, он подлежит утилизации. Машина снимается в ГИБДД с учёта и доставляется к месту утилизации. Продать такое транспортное средство именно как автомобиль, пригодный для дальнейшей эксплуатации, уже нельзя. Гораздо чаще разбитые авто признаются «годными остатками», после чего реализуются на аукционах без регистрационных действий в ГИБДД. Если в Европе машины с повреждёнными силовыми элементами подлежат обязательной утилизации и снятию с учёта, то в России – могут и дальше эксплуатироваться. После завершения аукциона страховые компании уже не интересуются судьбой проданного автохлама. Машины восстанавливаются и вновь поступают в продажу без каких бы то ни было пометок в документах.

© depositphotos

Любопытна схема регистрации проблемных машин. Собственники восстановленного автомобиля юридически меняются неоднократно, а регистрация в ГИБДД – нет. В ПТС обычно значится первый владелец-страхователь. Автомобиль продаётся по доверенности. Ничего не подозревающий покупатель ставит автомобиль на учёт уже на себя.

Раскрыли эксперты и способы избежать покупки восстановленного автохлама. Для этого они рекомендуют тщательно проверять транспортные средства по базам данных. При наличии VIN-номера автомобиля можно поднять его историю, проверить на банковские обременения и ДТП. Также можно выяснить, имеются ли ограничения на регистрационные действия. Всё это можно сделать через портал госуслуг. Правда, есть один нюанс – далеко не все базы содержат сведения о ремонтах «затоталенного» автомобиля. Автосервисы данную информацию в открытый доступ не передают, поэтому верить записи о том, что аварии не найдены, особо не стоит.

Что невозможно не заметить – так это следы некачественного ремонта: плохо подобранную краску, сварные швы, подтёки на элементах кузова, пыль в краске, кривые зазоры между кузовными панелями и так далее. Облегчить жизнь покупателю может даже самый обычный толщиномер.

Практика восстановления автохлама получила в России широчайшее распространение. Многие «затоталенные» автомобили продаются не только частниками, но и во вполне приличных с виду автосалонах. Они попадают туда по системе трейд-ин. Эксплуатация таких транспортных средств, как минимум, небезопасна. Удивляться, что машина рассыпается буквально на ходу, после покупки автохлама не стоит.