Статьи

Как «квантовые» электромобили похоронят нефтяной бизнес

«Квантовые» электромобили с питанием от проточных аккумуляторов могут похоронить нефтяной бизнес. Изучаем технологию и пытаемся понять, может ли это действительно произойти.

«Квантовые» электромобили с питанием от проточных аккумуляторов вполне могут похоронить нефтяной бизнес. Может ли действительно это произойти, и не слишком ли часто мы узнаем о технологиях, забивающих гвоздь в крышку бензинового гроба?

Нефть хоронили часто, много и с удовольствием. Еще до Второй мировой войны у нас всерьез делали ставку на газогенераторные автомобили с питанием от угля и деревянных чурок. Уж в деревьях Россия пока не испытывает недостатка. Но ездить на дровах приспособили весьма специальную технику — колесную и железнодорожную. Обычные грузовики в массовом порядке все-таки обошлись без запаса поленьев на борту.

Если отбросить в сторону Perpetuum Mobile или антигравы от безумных изобретателей, остаются автомобили на газовом топливе, электромобили и водородомобили. Ну и гибриды (бензо-электрические и бензо-воздушные), которые если не заколачивают крышку пресловутого гроба, то медленно завинчивают туда шурупы. Впрочем, о бензо-воздушных машинах уже мало кто заикается, хотя пару лет назад тема была популярна.

Электромобили здесь — самое слабое звено. В том смысле, что не вырабатывают энергию прямо на борту, а передвигаются от розетки к розетке (маломощные аттракционные солнцемобили пока в расчет не принимаем.) Сильно упрощенная ситуация выглядит так: если розетка обычная — 8 часов зарядки, и можно ехать дальше. Зимой расстояние между зарядками стремительно сокращается — аккумуляторы не любят холод. А еще они не любят большое количество циклов заряда-разряда. Это в бензобак можно заливать топливо бесконечное количество раз. Аккумулятор любого существующего типа когда-нибудь все же выходит из строя, и его приходится утилизировать. Плюс дороговизна, плюс проблемы с пожарной безопасностью.

И тут появляется информация о новом типе движителя — проточных аккумуляторах (они же — потоковые батареи). Такие аккумуляторы сами вырабатывают электроэнергию на борту, а процесс заправки свежим электролитом аналогичен заливу бензина в бак. По смыслу это похоже на водородные топливные элементы. И там, и там химическая энергия преобразуется в электричество.

Потоковые батареи «новы» весьма условно. Они известны еще с середины 70-х годов. Проблема такого «мотора» в очень низкой мощности. Последняя прямо зависит от размера электродов и интенсивности происходящих на них процессов. Суть недавнего изобретения — в добавлении в электролит неких наночастиц, способных формировать пространственные структуры на поверхности электродов. То есть эффективная площадь, на которой происходит реакция, возрастает многократно. Поскольку топливные ячейки довольно инертны из-за невысокой скорости химической реакции, выработанная электроэнергия накапливается, в том числе, и в суперконденсаторах.

Изобретатели заявляют, что их электромобиль способен разгоняться да 100 км/ч за 2,8 с, имеет максималку в 300 км/ч и запас хода 800 км. После чего машина должна всего лишь заехать на специальную заправку, где ей зальют новый электролит. Прекрасные показатели! При этом ионная жидкость не должна быть дорогой, в ней не используется редкие ценные металлы. Говорят также, что безопасность жидкости и, в частности, еще нетоксичность не вызывают сомнений. Кроме того, обещан фантастический ценник в 10 евроцентов за литр электролита. Правда, непонятен расчет цены — он должен исходить из себестоимости производства и грядущей потребности в новом виде топлива. И ясно, что эти два параметра взаимосвязаны.

Второй вопрос, помимо методики расчета цены, — в необходимости иметь на борту два огромных бака с ионными жидкостями (положительной и отрицательной) суммарным объемом 400 л. Наконец, третья проблема — и потенциально тоже вполне решаемая — в строительстве новой инфраструктуры заправок. Если все три вопроса удастся закрыть — возможно, нефть, действительно, окажется не у дел.

Возможности сервиса Quto по подбору нового автомобиля.