Статьи3 мин.

Как картонка перед радиатором калечит машины

И почему утеплять автомобили нужно с умом

© Depositphotos

В морозы многие водители сталкиваются с типичной проблемой: салонной печки для полноценного обогрева автомобиля не хватает, хотя морозы не слишком велики. Эту проблему автомобилисты решают двумя путями: поиском и устранением технических неисправностей и дедовским методом – установкой картонки перед радиатором. Второй метод может принести не только пользу, но и вред.

Почему не хватает мощности печки

Ездить на автомобиле, салон которого полноценно не прогревается, как минимум, не очень комфортно, а порой и опасно для здоровья. При этом далеко не все водители понимают, почему их транспортное средство перестаёт нормально отапливаться. Разобраться в принципах работы салонной печки автомобиля не так и сложно. Источником тепла является жидкость системы охлаждения двигателя. Горячий антифриз циркулирует через небольшой радиатор в салоне автомобиля. Воздух прогоняется через его «соты» вентилятором и забирает часть тепла. Регулируя скорость вращения вентилятора и шторки подачи воздуха, можно добиться хорошего прогрева салона автомобиля. Правда, лишь при условии, что ваш автомобиль технически исправен.

За температуру антифриза отвечает система охлаждения двигателя, состоящая из двух контуров – малого и большого. После запуска холодного двигателя помпа прокачивает антифриз лишь по малому кругу – радиатор охлаждения при этом закрыт термостатом. Это позволяет быстрее прогреть мотор (и, разумеется, радиатор салонной печки, который входит в малый круг). Циркуляция жидкости через радиатор охлаждения начинается лишь тогда, когда система выходит на рабочую температуру и термостат открывается.

Медленный или откровенно плохой нагрев антифриза при несильном морозе – прямой признак технической поломки. Он может указывать на то, что термостат по какой-то причине не перекрывает циркуляцию охлаждающей жидкости по большому кругу (через радиатор). Решается проблема просто – проверкой и заменой этой нехитрой и, как правило, недорогой детали.

Что делают водители

© Depositphotos

При недостаточной эффективности салонной печки, вызванной поломкой термостата, многие автомобилисты не спешат устранять проблему, а борются с её следствием – устраняют тепловые потери путём установки картонки, фанерки, куска пластика или даже тряпки перед радиатором. Такой метод действительно работает, но основную проблему он не решает – термостат от этого вновь работать не начинает.

Инородное тело, установленное перед радиатором охлаждения двигателя, уменьшает поступление холодного воздуха в моторный отсек – температура охлаждающей жидкости растёт быстрее, а печка – греет лучше. Штатные «зимние» заглушки даже входят в «холодный» пакет многих французских автомобилей – они крепятся непосредственно на бампере. Модели премиального сегмента и вовсе снабжаются продвинутой системой электронноуправляемых жалюзи, регулирующих охлаждение радиатора. Всё это – штатные, безопасные решения, продуманные инженерами. Картонки и фуфайки к таковым точно не относятся.

Чем опасны кустарные картонки

Само по себе утепление моторного отсека в холода – абсолютно нормальная процедура. Особенно для регионов с суровыми морозами. Когда температура окружающего воздуха опускается до -20 и более градусов по Цельсию, штатной системы обогрева салона на некоторых моделях может просто не хватать. Но утеплять автомобиль необходимо правильно, с соблюдением норм безопасности, иначе до беды недалеко.

© Depositphotos

Легковоспламеняемые предметы, установленные в подкапотном пространстве (картонки, фуфайки и так далее), при соприкосновении с раскалённым выпускным коллектором могут загореться. Такие пожары – не редкость для зимы. Потушить огонь обычным огнетушителем удаётся не всегда – машина часто выгорает дотла. Порой такие инциденты не обходятся без человеческих жертв.

Есть и ещё один момент, который стоит учитывать: при лёгких холодах наглухо закрытый радиатор приводит к ускоренному износу других компонентов машины и к повышенному потреблению топлива. Когда набегающего воздуха для охлаждения антифриза в системе становится недостаточно, автомобиль включает вентилятор охлаждения. Нередко он молотит на максимальных оборотах постоянно и работает, что называется, на износ. Более того, при езде в городских условиях при околонулевых температурах с закрытым радиатором можно случайно вскипятить мотор.

© Depositphotos

Наконец, при неисправном термостате двигатель вашего автомобиля может вообще не выходить на рабочую температуру на морозе. К увеличению ресурса агрегата это точно не приводит: недогрев мотора не менее опасен, чем его перегрев.

Вот почему прибегать к установке картонок перед радиатором стоит в действительно суровых условиях эксплуатации. При этом делать это следует с умом. Если вас перестала устраивать работа салонной печки, первым делом нужно проверить термостат и лишь потом заниматься уменьшением эффективной площади радиатора.