Статьи5 мин.

Как дефицит чипов уже сказался на автомобильных брендах и чего ждать покупателям

Разбираемся, удастся ли переломить тревожный тренд в автопроме

© Depositphotos

В начале 2022 года стало ясно, что решить проблему нехватки микросхем в автопроме, а значит и дефицита машин, в ближайшие месяцы едва ли удастся. Несмотря на возобновление производства полупроводников спрос на них сильно превышает предложение. Автопроизводителям предстоит приложить немало усилий, чтобы переломить этот тренд. Как они планируют это делать?

Различные бренды называют разные сроки победы над полупроводниковым кризисом. Однако всем понятно – перебои с поставками чипов продолжат влиять на автомобильную отрасль на протяжении всего 2022 года. Что это значит для автопроизводителей? Невыпущенные автомобили – равно недополученные деньги. Для каждого бренда жизненно важно наладить поставки чипов быстрее конкурентов. Некоторые автопроизводители в срочном порядке пересмотрели цепочки поставок и попытались найти обходные пути для скорейшего преодоления кризиса. Как именно они действовали? Интересные данные обнародовал сайт Autocar.

BMW

Баварский бренд BMW договорился о поставках полупроводников с компаниями Inova Semiconductors и GlobalFoundries ещё в декабре 2021 года. Сделка рассчитана на нескольких миллионов микрочипов в год. Чипы предназначены для развития интеллектуальных технологий светодиодного освещения на модели BMW iX и других машинах. По словам генерального директора BMW Оливера Ципсе, несмотря на предпринимаемые меры проблемы с поставками чипов будут продолжаться. Однако новый контракт позволит автопроизводителю синхронизировать производственные планы напрямую с производителями и разработчиками полупроводников.

Президент Bosch: чипы для «Лад» останутся дефицитом до конца 2022 года

Ford

Американская компания Ford была вынуждена сократить производство на восьми заводах в Северной Америке из-за перебоя в поставках микросхем. В текущем квартале, по словам представителей компании, проблемы решены не будут. Заводы в Чикаго, Куаутитлане и Мичигане ждут простои. Завод в Канзасе приостановит производство пикапа F-150. В течение 2021 года компания закрыла несколько заводов. Больше всего пострадала модель Fiesta – она покинула топ-10 самых продаваемых автомобилей в Европе. Отрицательно сказалась нехватка микросхем и на модели Focus. Ford сознательно переориентировал производство на выпуск самых спросовых и маржинальных моделей. В число приоритетных попали Ford Transit и подключаемый гибрид Kuga. Похоже, найти альтернативных поставщиков чипов американская компания пока не смогла.

© Depositphotos

Jaguar Land Rover

Британская компания Jaguar Land Rover в период кризиса умудрилась набрать фантастический объём заказов на новые машины. Однако каким образом будет решаться проблема нехватки компонентов, пока неясно. Представители автопроизводителя уверены, что ситуация с поставками наладится в ближайшие недели. Правда, окончательной нормализации ситуации не произойдёт до IV квартала финансового года, который заканчивается 21 марта 2022 года. В 2021 году продажи JLR упали на 1,2% из-за невозможности нарастить производство в условиях дефицита полупроводников. На данный момент компания имеет рекордный банк заказов, насчитывающий порядка 154 000 автомобилей. В JLR заверили, что ответственные лица «упреждающе управляли поставками полупроводников, чтобы максимизировать производство продуктов с более высокой маржой».

Что делают производители чипов, чтобы спасти автопром?

Nissan

Японская марка Nissan дала понять, что ситуация в 2022 году во многом будет зависеть от ситуации на рынке полупроводников. Об этом заявил во время брифинга главный операционный директор Nissan Ашвани Гупта. По словам главного исполнительного директора Nissan Макото Учиды, сроки завершения полупроводникового кризиса пока предсказать невозможно, однако он заверил, что компания успешно выполняет производственные планы (3,8 млн единиц). «День за днём мы ведём тесные переговоры с поставщиками», – конкретизировал функционер. Ранее представители Nissan выразили мнение, что полупроводниковый кризис продлится до середины 2022 года.

© Depositphotos

Stellantis

Концерн Stellantis подписал соглашение с тайваньской компанией Foxconn, производящей электронику. Партнёрство ориентировано на разработку микросхем нового семейства, предназначенных для четырёх полностью электрических платформ. Foxconn станет поставщиком 80% всех полупроводников для Stellantis. «Вместе с Foxconn мы стремимся создать четыре новых семейства микросхем, которые покроют более 80% наших потребностей в полупроводниках, помогая значительно модернизировать наши компоненты, снизить сложность и упростить цепочку поставок. Это также поможет нам быстрее внедрять инновации и создавать новые продукты и услуги», – пояснил генеральный директор Stellantis Карлос Таварес. Продукция концерна Stellantis в ноябре 2021 года в Европе обошла продукцию Volkswagen Group, её доля – 21% рынка.

Ford: дефицит чипов растянется на весь 2022 год

Tesla

В отличие от конкурентов, Tesla переживает полупроводниковый кризис достаточно легко. Несмотря на это, глава компании Илон Маск считает, что дефицит будет сохраняться на протяжении всего 2022 года. По данным CNBC, Tesla была вынуждена отказаться от одного из электронных блоков управления рулевой рейкой на электрокарах Model 3 и Model Y китайского производства для обеспечения целевых показателей в IV квартале. В компании заявили, что этот блок не представлял особой важности. Недоукомплектованные машины отправляли клиентам из Австралии, Китая, Германии и Великобритании.

© Depositphotos

Toyota

Представители Toyota считают, что из-за кризиса полупроводников выполнить план по выпуску 9 млн машин уже не получится. Компания не смогла нарастить производство и компенсировать потери от COVID-19. Японский бренд из-за коронавируса у своих сотрудников вынужден приостанавливать заводы. В прошлом году по этой причине не было выпущено 14 000 экземпляров Land Cruiser, а в этом – около полутора тысяч экземпляров Corolla и Camry. В ноябре 2021 года простаивало 28 заводов бренда, на одном из объектов произошёл пожар.

В России выпущен первый собственный чип, но спасёт ли он автопром?

Volkswagen

Volkswagen Group из-за нехватки микросхем была вынуждена отказаться от ночных смен на заводе в Вольфсбурге. С начала II квартала ночами будут простаивать три сборочные линии. В 2021 году продажи Volkswagen упали на 8%, что автопроизводитель объяснил перебоями в поставках микросхем. «Volkswagen добился удовлетворительных продаж в чрезвычайно сложных условиях. Однако огромные последствия для производства, вызванные ситуацией с полупроводниками, не будут полностью компенсированы в течение года», – прокомментировал ситуацию член совета директоров Volkswagen по продажам и маркетингу Клаус Зельмер. Однако в портфеле бренда имеется запас из 543 000 автомобилей в одной лишь Европе. 95 000 из них приходится на модель ID.

Porsche

В компании Porsche с оптимизмом смотрят в 2022 год. Представители марки прогнозируют рекордные продажи несмотря на продолжающийся дефицит. «Глядя на текущие заказы, я уверен в 2022 году. Рост продаж может достичь такого же высокого уровня в этом году, как и в 2021 году», – считает член правления Porsche по продажам Детлев фон Платен.

Модули ГЛОНАСС переведут на российские чипы (которых почти нет)

Skoda

Чешская Skoda из-за перебоев в поставках микросхем была вынуждена отправлять рабочих на вынужденные каникулы. В 2021 году продажи марки упали на 12,9% – впервые за восемь лет было реализовано менее миллиона машин. По мнению главы Skoda Томаса Шефера, поставки чипов постепенно удастся наладить во второй половине 2022 года.

Источник:Autocar