История великого Красного барона, легендарного немецкого летчика
Главная цель – пилот!
Скука и честолюбие – вот что привело Манфреда фон Рихтгофена в авиацию. Первую мировую 22-летний барон встретил офицером разведки 3-го эскадрона 1-го Прусского уланского полка имени российского императора Александра III. Война на Восточном и Западном фронтах, где действовала часть, быстро превратилась в позиционную, в которой кавалерии не было места на передовой. Связист, а тем более снабженец? Такая служба фон Рихтгофена категорически не устраивала, и в конце мая 1915 года барон добился перевода в Имперские ВВС Германии.
Уже в начале осени после переброски части в Бельгию он, будучи стрелком-наблюдателем, сбивает французский Farman, но упавший на территории противника аэроплан не был засчитан барону, который с подачи своего командира экипажа начал осваивать пилотское мастерство. После полугодовых курсов в марте 1916-го фон Рихтгофен стал летчиком 2-й бомбардировочной эскадры, где поначалу звезд с неба не хватал и даже разбил самолет в первом самостоятельном вылете.
Все изменилось после перехода барона осенью того же года во 2-ю истребительную эскадрилью, которой командовал летчик-ас и теоретик воздушного боя Освальд Бёльке. 17 сентября фон Рихтгофен открывает счет своим подтвержденным победам, сбив на Albatros D.II британский двухместный F.E. 2b. А уже в январе 1917 года барон – кавалер высшей воинской награды кайзеровской Германии, ордена Pour le Mérite. К тому моменту фон Рихтгофен с 16 одержанными победами более чем втрое перекрыл "норматив" аса.
Такому преображению явно поспособствовало мастерство стрелка, которое барон с детства оттачивал на охоте в семейных владениях в Нижней Силезии (после Второй мировой включена в состав Польши), а также отличная координация, выработанная успешными занятиями в школе спортивной гимнастикой. К тому же Манфред фон Рихтгофен отличался расчетливостью в ведении воздушного боя. Излюбленным приемом барона стала атака противника с пикирования со стороны солнца с последующим быстрым набором высоты. Во Вторую мировую пилоты Люфтваффе очень эффективно используют эту тактику...
Рационализм в фон Рихтгофене уживался с безрассудством, которое подпитывалось огромным честолюбием барона. В январе 1917 года, став командиром 11-й истребительной эскадрильи, Манфред фон Рихтгофен приказал покрасить его Albatros D.III с серийным номером 789/16 в ярко-красный цвет. С тех пор все самолеты барона частично или полностью получали такой окрас.
С одной стороны, это делалось, чтобы в отсутствие радиосвязи в горячке боя подчиненные всегда могли сразу опознать машину своего командира. С другой – как не без самодовольства заметил барон в наброске автобиографии, "моим противникам тоже не составляло труда разобраться в ситуации". В результате, чтобы не превращать самолет фон Рихтгофена в мишень, все летчики его эскадрильи окрасили свои самолеты схожим вызывающим образом, за что часть прозвали "Летающий цирк".
Впрочем, сам Манфред воспринимал воздушную войну как спорт и даже завел обычай заказывать у ювелира серебряный кубок по случаю каждой вновь одержанной победы. Когда же в истощенной войной Германии возник дефицит серебра, обладатель 60 врученных самому себе трофеев отказался от идеи пополнять коллекцию кубками из обычного металла. Что не убило в бароне азарт охотника. Всего за полтора года результативных боев фон Рихтгофен довел число сбитых самолетов противника до 80. Последний был записан на счет барона 20 апреля 1918 года.
А на следующий день в отношении самого Манфреда фон Рихтгофена сработал принцип, который к тому времени командир 1-й истребительной эскадры внушал своим подчиненным: "Главная цель в бою – пилот. Не промахнитесь!" Всего одна пуля, выпущенная, как теперь считается кем-то из австралийских солдат, над чьими позициями снизился красный Fokker Dr.I, смертельно ранила барона, который все же успел посадить свой истребитель рядом с неприятельскими траншеями. Манфред фон Рихтгофен погиб за полторы недели до своего 26-летия...
Сильно разбитый при вынужденной посадке Fokker Dr.I 425/17 "Красного Барона" мигом разобрали на сувениры австралийские солдаты, а тело летчика-аса, облаченное в мундир 1-го Прусского уланского полка, 22 апреля 1918 года было с отданием всех воинских почестей захоронено на кладбище французской деревушки Бертангль военнослужащими 3-й эскадрильи Воздушного корпуса Австралии. Копии фото церемонии, как и посмертные фото фон Рихтгофена, затем сбросили с самолетов союзников над немецкими позициями в доказательство гибели пилота, ставшего при жизни национальным героем Германии.
Пилот-призрак
В первую же ночь после похорон с могилы фон Рихтгофена исчез крест. Выполненный из пропеллера он вновь был установлен летчиками из состава Австралийского корпуса. Однако через несколько лет останки "Красного Барона" потревожили, чтобы перенести на организованное французскими властями большое немецкое воинское кладбище у местечка Фрикур в департаменте Сомма.
Здесь на участке 4 в 7-м ряду ас из асов Первой мировой мог бы найти покой, но в 1925 году в дело вмешалась семья фон Рихтгофен и... политика. Если родные просто стремились перезахоронить прах Манфреда в своем родовом имении, то руководство Веймарской республики посчитало, что, включив погибшего летчика в пантеон героев, оно укрепит свои позиции в далекой от благополучия стране, где после Версальского мирного договора набирали силу реваншистские настроения.
В результате состоялись, третьи, на этот раз пышные государственные похороны "Красного Барона" на мемориальном Инвалидском кладбище Берлина с участием президента Гинденбурга, героя Первой мировой. Через восемь лет он же поздравит с победой на выборах нового канцлера Германии, Адольфа Гитлера. Нацисты использовали фигуру Манфреда фон Рихтгофена уже в своих целях как символ Люфтваффе, о возрождении которых официально объявили в 1935 году.
Вскоре после этого в дополнение к мраморной плите, установленной на могиле "Красного Барона" в период Веймарской республики, появилась огромная стена с лаконичной надписью "RICHTHOFEN". На церемонии открытия обновленного мемориала торжественную речь произнес Герман Геринг, шеф Люфтваффе и один из преемников фон Рихтгофена на посту командира 1-й истребительной эскадры в 1918 году.
Инвалидское кладбище, находящееся в исторической части Берлина, пострадало в годы Второй мировой, но могила "Красного Барона" осталась цела... чтобы оказаться в буквальном смысле на передовой в разгар новой, холодной войны. В непосредственной близости от захоронения прошел участок Берлинской стены. Пока она возводилась, начиная с 13 августа 1961 года, для беглецов из ГДР вертикально установленная плита на могиле Манфреда фон Рихтгофена служила своеобразным щитом, защищавшим от пуль восточногерманских пограничников перед последним броском на территорию Западного Берлина.
Уже в 1970-е, когда вопрос о сносе Инвалидского кладбища обсуждался властями ГДР, к ним с просьбой о перезахоронении Манфреда обратилось семейство фон Рихтгофен, перебравшееся после Второй мировой в ФРГ.
В 1975 году "Красный Барон" наконец "вернулся с войн", найдя последнее пристанище на Южном кладбище Висбадена.