Статьи

Гаджеты для гонщиков

Фото Red Bull Racing

Автоспорт очень технологичен. Поэтому и гонщики «укомплектовывают» себя по полной программе. Практически все из арсенала людей из автоспорта если и выглядит «обычным», то только на первый взгляд.

Автоспорт очень технологичен. Поэтому и гонщики «укомплектовывают» себя по полной программе. Практически все из арсенала людей из автоспорта если и выглядит «обычным», то только на первый взгляд.

Фото TS / fotobank.ru

Любого гонщика нужно сначала одеть. Благодаря техническому прогрессу скорости в F1 и других чемпионатах постоянно растут, а пилотам нужно выдержать не только несколько часов гонки, но часто и серию предварительных заездов. Гонки проходят в разных странах мира, поэтому каждому рейсеру нужен универсальный комбинезон, способный выдерживать любые температуры.

Изготавливаются комбинезоны из легкого волокна Nomex. По строению это вещество похоже на кевлар, но способно изменять свои свойства только при температуре свыше 350°С. Это значит, что даже если комбинезон загорится, тело спортсмена останется неуязвимым на протяжении нескольких десятков секунд. Воздействие открытого огня такой костюм выдерживает в течение 8 секунд.

Комбинезоны из номекса делают уже 30 лет, и более совершенного материала до сих пор не нашли.
Впервые Nomex был синтезирован в 1965 г. В F1 комбинезоны из Nomex появились в конце 60-х годов, а еще через несколько лет стали обязательными к применению. Шьют их две итальянские компании – OMP и Sparco. Стоят эти штуковины пару тысяч долларов, а один гонщик в сезон использует до 20 комбинезонов. Штук 50 в год их еще нужно для экипировки механиков.

Фото TS / fotobank.ru

Следующий необходимый атрибут гонщика - перчатки. Они тоже делаются из номекса, но отличаются от обычных еще и замшевыми вставками на ладонях - это делается для того, чтобы было удобнее держать руль.

Обувь из волокна Nomex тоже имеет толстую замшевую подошву - она обеспечивает хороший контакт с педалями.

Фото TS / fotobank.ru

Настоящее произведение искусства - шлем автогонщика. В кокпите болида «Формулы-1» спортсмен находится с открытой головой, и шлем - единственная защита спортсмена. Крепость этого прибора должна быть неоспорима: как-то пилот Ferrari Фелипе Масса «поймал» элемент подвески впереди идущего болида «Хонды» Рубенса Баррикелло. От смерти пилота Скудерии спас только шлем.
Этот головной убор обладает еще аэродинамической функцией. Так что у него есть специальные воздухозаборники, которые ускоряют потоки воздуха. Снабжен такой шлем также трубкой для питья.
Еще одна важная функция этого очень сложного устройства - полная шумоизоляция. Гонщик должен не только не оглохнуть, но и слышать приказы команды по радио. А ведь его голова находится в непосредственной близости от двигателя.
Ну и разумеется, шлем способен выдерживать температуру до 800°С.

Кроме того, в каждом болиде есть специальная система защиты головы и шеи - HANS. Когда гонщик тормозит на шпильке, его тело подвергается перегрузкам, в 80 раз превышающим силу тяготения Земли. Вес головы пилота в таких случаях увеличивается с семи до 560 кг. И все это происходит за считанные доли секунды. Система HANS гасит эти перегрузки, помогает голове не свалиться с шеи и защищает ее от удара об переднюю часть кокпита.
Одна такая авария уже была: в 1995 году Мика Хакиннен ударился головой о руль и потерял сознание в момент, когда его автомобиль врезался в барьер ограждения.

Система HANS используется, кстати, не только в «Формуле-1», но и в NASCAR, и в серии ChampCar Racing, и в американском кузовном чемпионате DTM.

Многие гонщики, особенно раллийные, нуждаются в наручных часах. Они главным образом электронные - механические, как правило, не выдерживают перегрузок. Например, хронометр с гордым названием F1/Carbon GMT от дизайнера Джона Псженисжны иногда называют «самыми быстрыми часами в мире». Они резиновые, показывают абсолютно точное время, очень энергоэффективные, на них удобно смотреть, и пользуются они особенной популярностью не только среди гонщиков, но и среди поклонников автоспорта.

Еще одни часы автомобильных гонщиков - Shift Hybrid. Среди элементов дизайна этих часов «дисковые тормоза», спидометр, ремень безопасности и некое подобие трансмиссии. Сделан хронометр из алюминия, углеродного волокна, нержавеющей стали, резины и стекла. Выглядит потрясающе и футуристически. Среди дополнительных функций - компас.

Фото Red Bull Racing

Но самый технологичный гаджет автогонок - руль «Формулы-1». Его стоимость может доходить до $100 тыс. Стандартная цена - порядка $40 тыс. Съемный гаджет имеет дисплей и выводит огромный вал информации: номер включенной передачи, обороты двигателя, температура охлаждающей жидкости и моторного масла; время прохождения круга, тахометр в виде светодиодов и т.д. Здесь есть кнопка контроля старта, кнопка включения скорости на пит-лейн, кнопка включения радиосвязи, тумблер регулировки чувствительности дифференциала, тумблер выбора различных программ функционирования электронного акселератора, кнопка блокировки дифференциала после изменения его настроек, регулятор состава бензино-воздушной смеси, кнопка, отвечающая за скорость подачи топлива, регулятор тормозного усилия на переднюю и заднюю оси, датчик давления масла, два рычага управления электронным сцеплением и подрулевые клавиши для быстрого сброса передач.

По правилам, установленным FIA, рулевое колесо должно легко сниматься. Собственно, пилот это делает каждый раз, когда выходит из болида - настолько мал кокпит. Вес руля - около одного килограмма. В течение сезона каждый пилот меняет 7-8 рулей.

Гонщикам абсолютно всех серий нужна постоянная радиосвязь с командой. Для гонок по трекеру радиоприемник может быть «обычным» - здесь и командный центр близко, и сильной тряски нет. А вот гонщикам того же «Париж-Дакар» уже нужно специальное оборудование.

Радиоприемник Pro Racer Desert Intercom Kit AR502 способен обеспечить даже такую связь, и он не шипит и не ломается даже в процессе сильной тряски. И кстати, для связи гонщики используют именно радио: чтобы связаться с базой, нужно нажать специальную кнопку, и собеседник не может одновременно слышать другого и говорить. Текст: Максим Швейц.