Статьи5 мин.

Фильмы ужасов отдыхают: самые страшные железнодорожные катастрофы

Инциденты, от которых волосы встают дыбом, а кровь холодеет
Какие только страсти не придумывает Голливуд! То гигантский метеорит грозит уничтожит планету, то взорвавшийся супервулкан ставит под вопрос будущее цивилизации. К счастью, мир пока не столкнулся со столь масштабными природными катаклизмами, зато хватает техногенных катастроф, способных посрамить творения киношных сценаристов. Достаточно вспомнить инциденты на железнодорожном транспорте. Вот, где кошмар… Мы решили вспомнить некоторые из них — наиболее масштабные и с огромным количеством жертв.

Авария в Сен-Мишель-де-Морьен

Превышения скорости стал причиной одной из самых страшных железнодорожных аварий в истории. Ночью с 12 на 13 декабря 1917 года окрестности французского населенного пункта Сен-Мишель-де-Морьен разбудил страшный грохот. Прибывшие на место трагедии увидели бесформенную груду, недавно бывшую воинским эшелоном N 612 из девятнадцати вагонов.

На склоне в долину Морьен поезд фактически остался без тормозов и разогнался до 135 км/ч. В конце уклона он начал осаживаться, но дальше на его пути возник поворот, который можно было проходить максимум на 40 км/ч. По имеющимся сведениям, состав входил в вираж на 102 км/ч и просто не мог физически благополучно завершить маневр. Первый вагон сошел с рельсов и в него начали врезаться другие. Их деревянные конструкции разрушались, а находящиеся внутри свечи для освещения спровоцировали грандиозный пожар.

Причиной катастрофы в первую очередь стал человеческий фактор. Поезд доставлял из Италии французских солдат. По официальным данным, он транспортировал 982 бойца. В действительности их было заметно больше. Машинист адъютант Жирард сперва не хотел везти перегруженный состав, который вообще следовало тянуть двумя, а не одним паровозом, но ему пригрозили трибуналом. Итог ужасает — в мясорубке, огне и в последующие дни от полученных ран погибли порядка семисот человек.

Крушение в Пералии

Случай, произошедший 26 декабря 2004 года в Шри-Ланке неподалеку от деревни Пералия, вполне мог лечь в основу душераздирающего фильма на основе реального инцидента. Он настолько пугающий, что смахивают на специально кем-то придуманную цепочку событий.

Утром того дня Индийский океан потрясло мощное землетрясение, породившее огромные волны цунами. Спустя несколько часов следовавший по побережью поезд Queen of the Sea Line остановился по желтому и красному сигналу светофоров. К несчастью, переполненный состав замер менее чем в двухстах метров от воды и находящиеся внутри люди не подозревали о приближающейся опасности.

Первый удар волны высотой до девяти метров сдвинул второй вагон с путей. Началась паника, причем к поезду бросились местные жители, в надежде найти в нем укрытие. Машинист и поездная бригада попытались сцепить оставшиеся восемь вагонов и увести поезд, но не успели. Через пятнадцать минут налетела вторая волна высотой около семи метров. Ее удар был страшный — вагоны массой в десятки тонн заполнились водой и уносились в джунгли, словно легкие лодочки, а два смыло в океан.

Попавший в лапы стихии поезд выглядел так, словно его крушил великаны. Точное количество жертв неизвестно. По некоторым данным, наводнение и давка погубили до двух тысяч человек.

Катастрофа в Бихаре

Может сложиться ошибочное мнение, что ветер поезду не страшен. Действительно, разве способны даже сильные порывы потревожить многотонный состав? Ответ на этот вопрос в полной мере дает трагедия 6 июня 1981 года неподалеку от города Патна, что в индийском штате Бихар. Тогда ураган опрокинул с моста в реку Багмати семь вагонов, перевозивших от тысячи до трех тысяч человек.

В крушении погибли, по разным данным, от до восьмисот до трех тысяч пассажиров. Количество жертв делает трагедию одной из крупнейших железнодорожных в XX веке. Кстати, существуют гипотезы об альтернативных причинах. В частности, одни утверждают что на самом деле инцидент произошел из-за наводнения. Другие винят вышедшую на пути корову.

Трагедия под Уфой

4 июня 1988 года рядом со станцией Арзамас Горьковской железной дороги на воздух взлетели три вагона грузового поезда с десятками тонн гексогена и другой взрывчатки для горных предприятий. Последствия шокируют — уничтожен 151 дом, пострадали десятки детских садов, школ и магазинов. Погиб 91 человек. По страшному стечению обстоятельств спустя год в ночь с 3 на 4 июня случилась другая железнодорожная катастрофа, ставшая крупнейшим инцидентом подобного рода в истории России и СССР.

Ничто не предвещало трагедию. Пассажирский поезд «Новороссийск — Адлер» двигался навстречу составу «Адлер — Новороссийск» по своему обычному маршруту Транссибирской магистрали. Все как всегда. Составы встретились в Иглинском районе Башкирской АССР, но им не суждено было разминуться. В момент встречного прохождения взорвался газ — он вырвался из находящегося рядом трубопровода «Западная Сибирь — Урал — Поволожье» и висел в воздухе смертоносным облаком.

Детонация имела характер объемного взрыва. По одним данным, его мощность составила от 250 тонн в тротиловом эквиваленте. По другим, могла достигать 12 килотонн, что лишь немногим уступает взрыву хиросимской бомбы (13-18 килотонн). Столб пламени видели за сотню километров. Жители расположенного более чем в десяти километрах города Аша на себе ощутили мощь ударной волны — в их домах выбило окна. По разным данным, погибли от 575 до 645 человек.

Крушение под Нишапуром

В ночь с 17 на 18 февраля 2004 года от станции Абу-Муслим в Иране отправился поезд. Точнее говоря, он покатился и через несколько десятков километров спуска сошел с рельсов неподалеку от села Хайям.

К несчастью, место аварии привлекло большое количество зевак. Они наблюдали за тем, как пожарные сбивали пламя и вряд ли догадывались, что находятся в смертельной опасности. В некоторых вагонах находились огнеопасные вещества — бензин, сера и нитратные удобрения. Из-за выделения газа они сдетонировали, унеся жизни 295 человек. Еще 460 находившихся поблизости получили травмы. По неофициальным оценкам, количество жертв гораздо больше.

Сила взрыва была невероятной — ее мощность составила около 180 тонн в тротиловом эквиваленте. Приборы сейсмологов зафиксировали толчки в 3,6 балла. На месте образовалась воронка глубиной 15 метров. Село Хайям лежало в руинах. В соседних населенных пунктах отмечены серьезные разрушения. В радиусе десяти километров выбило все стекла, а эхо взрыва слышали даже на расстоянии 75 километров.

Тег: