Фильмы ужасов отдыхают: самые страшные железнодорожные катастрофы
Авария в Сен-Мишель-де-Морьен
Превышения скорости стал причиной одной из самых страшных железнодорожных аварий в истории. Ночью с 12 на 13 декабря 1917 года окрестности французского населенного пункта Сен-Мишель-де-Морьен разбудил страшный грохот. Прибывшие на место трагедии увидели бесформенную груду, недавно бывшую воинским эшелоном N 612 из девятнадцати вагонов.
На склоне в долину Морьен поезд фактически остался без тормозов и разогнался до 135 км/ч. В конце уклона он начал осаживаться, но дальше на его пути возник поворот, который можно было проходить максимум на 40 км/ч. По имеющимся сведениям, состав входил в вираж на 102 км/ч и просто не мог физически благополучно завершить маневр. Первый вагон сошел с рельсов и в него начали врезаться другие. Их деревянные конструкции разрушались, а находящиеся внутри свечи для освещения спровоцировали грандиозный пожар.
Причиной катастрофы в первую очередь стал человеческий фактор. Поезд доставлял из Италии французских солдат. По официальным данным, он транспортировал 982 бойца. В действительности их было заметно больше. Машинист адъютант Жирард сперва не хотел везти перегруженный состав, который вообще следовало тянуть двумя, а не одним паровозом, но ему пригрозили трибуналом. Итог ужасает — в мясорубке, огне и в последующие дни от полученных ран погибли порядка семисот человек.
Крушение в Пералии
Случай, произошедший 26 декабря 2004 года в Шри-Ланке неподалеку от деревни Пералия, вполне мог лечь в основу душераздирающего фильма на основе реального инцидента. Он настолько пугающий, что смахивают на специально кем-то придуманную цепочку событий.
Утром того дня Индийский океан потрясло мощное землетрясение, породившее огромные волны цунами. Спустя несколько часов следовавший по побережью поезд Queen of the Sea Line остановился по желтому и красному сигналу светофоров. К несчастью, переполненный состав замер менее чем в двухстах метров от воды и находящиеся внутри люди не подозревали о приближающейся опасности.
Первый удар волны высотой до девяти метров сдвинул второй вагон с путей. Началась паника, причем к поезду бросились местные жители, в надежде найти в нем укрытие. Машинист и поездная бригада попытались сцепить оставшиеся восемь вагонов и увести поезд, но не успели. Через пятнадцать минут налетела вторая волна высотой около семи метров. Ее удар был страшный — вагоны массой в десятки тонн заполнились водой и уносились в джунгли, словно легкие лодочки, а два смыло в океан.
Попавший в лапы стихии поезд выглядел так, словно его крушил великаны. Точное количество жертв неизвестно. По некоторым данным, наводнение и давка погубили до двух тысяч человек.
Катастрофа в Бихаре
Может сложиться ошибочное мнение, что ветер поезду не страшен. Действительно, разве способны даже сильные порывы потревожить многотонный состав? Ответ на этот вопрос в полной мере дает трагедия 6 июня 1981 года неподалеку от города Патна, что в индийском штате Бихар. Тогда ураган опрокинул с моста в реку Багмати семь вагонов, перевозивших от тысячи до трех тысяч человек.
В крушении погибли, по разным данным, от до восьмисот до трех тысяч пассажиров. Количество жертв делает трагедию одной из крупнейших железнодорожных в XX веке. Кстати, существуют гипотезы об альтернативных причинах. В частности, одни утверждают что на самом деле инцидент произошел из-за наводнения. Другие винят вышедшую на пути корову.
Трагедия под Уфой
4 июня 1988 года рядом со станцией Арзамас Горьковской железной дороги на воздух взлетели три вагона грузового поезда с десятками тонн гексогена и другой взрывчатки для горных предприятий. Последствия шокируют — уничтожен 151 дом, пострадали десятки детских садов, школ и магазинов. Погиб 91 человек. По страшному стечению обстоятельств спустя год в ночь с 3 на 4 июня случилась другая железнодорожная катастрофа, ставшая крупнейшим инцидентом подобного рода в истории России и СССР.
Ничто не предвещало трагедию. Пассажирский поезд «Новороссийск — Адлер» двигался навстречу составу «Адлер — Новороссийск» по своему обычному маршруту Транссибирской магистрали. Все как всегда. Составы встретились в Иглинском районе Башкирской АССР, но им не суждено было разминуться. В момент встречного прохождения взорвался газ — он вырвался из находящегося рядом трубопровода «Западная Сибирь — Урал — Поволожье» и висел в воздухе смертоносным облаком.
Детонация имела характер объемного взрыва. По одним данным, его мощность составила от 250 тонн в тротиловом эквиваленте. По другим, могла достигать 12 килотонн, что лишь немногим уступает взрыву хиросимской бомбы (13-18 килотонн). Столб пламени видели за сотню километров. Жители расположенного более чем в десяти километрах города Аша на себе ощутили мощь ударной волны — в их домах выбило окна. По разным данным, погибли от 575 до 645 человек.
Крушение под Нишапуром
В ночь с 17 на 18 февраля 2004 года от станции Абу-Муслим в Иране отправился поезд. Точнее говоря, он покатился и через несколько десятков километров спуска сошел с рельсов неподалеку от села Хайям.
К несчастью, место аварии привлекло большое количество зевак. Они наблюдали за тем, как пожарные сбивали пламя и вряд ли догадывались, что находятся в смертельной опасности. В некоторых вагонах находились огнеопасные вещества — бензин, сера и нитратные удобрения. Из-за выделения газа они сдетонировали, унеся жизни 295 человек. Еще 460 находившихся поблизости получили травмы. По неофициальным оценкам, количество жертв гораздо больше.
Сила взрыва была невероятной — ее мощность составила около 180 тонн в тротиловом эквиваленте. Приборы сейсмологов зафиксировали толчки в 3,6 балла. На месте образовалась воронка глубиной 15 метров. Село Хайям лежало в руинах. В соседних населенных пунктах отмечены серьезные разрушения. В радиусе десяти километров выбило все стекла, а эхо взрыва слышали даже на расстоянии 75 километров.