Что роднит взрыв в Бейруте и подушки безопасности Takata
Взрыв в Бейруте, напомним, произошёл 4 августа 2020 года. На складе, расположенном в городском порту, взорвалось более 2,7 тыс. тонн аммиачной селитры, конфискованной таможенными службами с судна Rhosus шесть лет назад. В результате инцидента на месте происшествия образовалась почти 50-метровая воронка. С лица земли были сметены целые районы города. Пострадали свыше 6 000 человек.
Взрыв химикатов на складе? При чём тут автомобили? Всё просто: подушки безопасности печально известной японской фирмы Takata содержат ровно то же химическое вещество, которое бомбануло в Бейруте. И да, они по-прежнему чрезвычайно опасны!
В интервью изданию Autoblog бывший советник и адвокат Takata Джерри Кокс напомнил общественности, что миллионы машин с опасными подушками безопасности на базе нитрата аммония прямо сейчас эксплуатируются по всему миру. Это мини-бомбы замедленного действия.
Эксперт привёл вполне конкретные цифры, которые заставляют задуматься: по подсчётам NHTSA, только в США на 12 миллионах транспортных средств с опасными подушками безопасности Takata они до сих пор не заменены. Всего же в период с 2013 года по настоящее время утилизировано 63 млн взрывоопасных устройств при участии 19 автопроизводителей.
Обладателям автомобилей с взрывоопасными подушками безопасности есть чего бояться. Устройства подвержены неконтролируемым взрывам, в особенности в условиях жары и повышенной влажности. Таких случаев уже зарегистрировано 25, и это – по официальным данным. Травмы в одной лишь Америке получили более 250 человек.
Читайте также
Секрет в том, что для минимизации расходов при производстве подушек безопасности Takata в своё время создала блок наполнения на основе нитрата аммония. Это вещество примерно в 10 раз дешевле гораздо более безопасного нитрата гуанидина, применявшегося конкурентами. О проблеме стало известно в 2014 году, когда подушки «Такаты» начали взрываться. Своё расследование провела конкурирующая компания Autoliv, доказавшая, что японские подушки небезопасны и превращают резервуары для химиката в металлическую шрапнель. Ситуация осложнялась тем, что сам производитель старательно юлил, пока в дело не вмешались компании-клиенты. В феврале 2015 года BMW, Fiat Chrysler, Ford, General Motors, Honda, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Subaru и Toyota были вынуждены создать Независимую исследовательскую коалицию (Independent Testing Coalition), которая занялась изучением опасных изделий. К счастью для автомобилистов, автопроизводители пришли к мнению, что причина бед кроется в применяемом «Такатой» веществе - нитрате аммония, или аммиачной селитре. Неиспользование влагопоглотителя может приводить к взрыву и смертельным последствиям.
В условиях повышенной влажности и высоких температур нитрат аммония нестабилен. Взрывы подушек Takata наиболее часто происходят в странах с тёплым климатом при условии высокого уровня влажности.
Работает обычная подушка безопасности с твердотопливным газогенератором по простому принципу. По команде управляющего блока срабатывает пиропатрон, в результате чего активное вещество сгорает. Выделяемый азот наполняет собой купол подушки. Однако нитрат аммония может повести себя совсем не так, как должен – он способен взорваться с гораздо большей энергией и разрушить резервуар, либо не воспламениться, в отличие от более дорогого, но надёжного тетразола. Аммиачная селитра может превратить салон автомобиля, начинённого подушками Takata, в миниатюрный «Бейрут».