Статьи

Чего ждать от новых правил техосмотра: будет больно

© depositphotos

Реформа техосмотра в России отложена на год, однако радоваться отечественным водителям, мягко говоря, рано. Если новые правила проведения ТО будут приняты в текущей редакции, с отечественных дорог выдворят немалое количество транспортных средств.

12 мая на портале государственной правовой информации был опубликован проект постановления "О проведении технического осмотра транспортных средств". Данный документ должен утвердить прилагаемые правила проведения технического осмотра транспорта. Действие новых правил, напомним, переносится на весну 2021 года.

Введению новых правил техосмотра в июне текущего года помешала пандемия коронавируса. В связи с введёнными властями ограничениями, направленными на нераспространение инфекции, граждане утратили возможность пройти технический осмотр своего транспорта – пункты прохождения ТО, равно как и дилерские центры, приостановили свою деятельность. Страховщики, со своей стороны, получили право продавать полисы ОСАГО на транспорт, не имеющий действующего талона техосмотра. Однако это временные послабления. Гайки в конечном счёте закрутят, притом сильно.

Согласно тексту новых правил проведения техосмотра, которые вступят в силу с 1 марта 2021 года, пройти технический осмотр можно будет только у компаний-операторов, "аккредитованных в установленном порядке". Стоимость данной услуги практически гарантированно серьёзно вырастет. Фиксированный прайс государство вводить не будет. Оно лишь установит некий "потолок", выше которого задирать цену операторам будет запрещено. Точная максимально возможная сумма пока не определена.

© depositphotos

Гарантированно с серьёзными проблемами столкнутся владельцы транспорта, в конструкцию которого внесены изменения: пройти технический осмотр будет нельзя без предъявления разрешения на внесение изменений в конструкцию находящегося в эксплуатации колесного транспортного средства и протокола проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в неё изменений. Под внесение изменений в конструкцию попадает широчайший перечень переделок и доработок.

Действие диагностических карт на "сомнительные" транспортные средства будет аннулироваться в автоматическом режиме. Это сможет делать представитель надзорного органа в случае, если обнаружится "диагностическая карта, подтверждающая допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведён технический осмотр в установленном порядке или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств".

Речь идёт о "липовых" диагностических картах. Также действие ТО будет прекращаться, к примеру, если несоответствия будут выявлены надзорными органами в ходе эксплуатации транспортного средства. "Аннулирование диагностической карты также производится при прекращении производства по делу об административном правонарушении или отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, при наличии факта данных нарушений", - поясняется в тексте документа. Об аннулировании диагностической карты будет информироваться страховщик, заключивший договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании данной диагностической карты, и (или) профессиональное объединение страховщиков, а также собственник транспортного средства, на которое была аннулирована диагностическая карта.

© depositphotos

Процедура осмотра легкового автомобиля на пункте ТО будет занимать не менее получаса. Для этого водителям нужно будет предоставить само транспортное средство, документ, удостоверяющий личность, свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства. Оператор в обязательном порядке будет проверять тождественность идентификационного номера транспортного средства и (или) идентификационных номеров основных компонентов транспортного средства (кузова, рамы, кабины) и данных, содержащихся в документе, идентифицирующем транспортное средство, или в выписке из электронного паспорта транспортного средства. Как и прежде, будут в обязательном порядке проверяться тормоза, рулевое управление, световые приборы, стеклоочистители, шины.

Пристальное внимание операторы должны будут уделять элементам тормозной системы (коррозия, грозящая потерей герметичности или разрушением, трещины на шлангах), трубопроводам гидравлического усилителя руля (подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления не допускается), источникам света в фарах (они должны быть именно теми, что предусмотрены заводом-изготовителем), стеклоочистителям и омывателям (их демонтаж и изменение не допускается) и даже уровню шума выпускной системы. Не допускается, в том числе, каплепадение масел и рабочих жидкостей из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортных средствах гидравлических устройств. Устройства или системы вызова экстренных оперативных служб, установленные с завода, также будут проверяться на работоспособность. Всего в списке требований, предъявляемых к транспортным средствам различных категорий, насчитывается 83 пункта.

© depositphotos

По итогам прохождения (или непрохождения) технического осмотра будет оформляться электронный документ, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта. У каждой диагностической карты будет свой индивидуальный номер. По желанию можно будет получить документ в бумажном виде.

В ряде регионов владельцы транспорта смогут воспользоваться услугами мобильных пунктов технического осмотра.

Пока проект нормативного правового акта находится на этапе публичных обсуждений и антикоррупционной экспертизы. Они должны быть завершены к 1 июня текущего года.