Статьи5 мин.

Американские крылья советской «птицы»: 8 фактов про ГАЗ-13 «Чайка»

Воздаем дань уважения автомобилю, который по сей день считается одним из самых красивых и прогрессивных среди отечественных.
Появление «Чайки» на улице — это шоу в любую эпоху. Она приковывает взгляды молодежи и вызывает ностальгию у более возрастной аудитории. Впрочем, не одной внешностью славен лимузин для высшей советской номенклатуры. Кроме помпезного экстерьера он мог похвастаться современной и смелой инженерией. Вспоминаем его наиболее характерные особенности.

Наследник ЗИМа

Говорить о «Чайке» в отрыве от его предшественника можно, но не совсем правильно. Наша «птица», как и ЗИМ, уникальна, но между ними зияет техническая и стилистическая пропасть.

Современник Сталина, известный после 1957 года как ГАЗ-12, при длине свыше 5,5 метров не имел рамы. Огромный седан с трехрядным салоном обходился несущим кузовом –— неслыханное решение для пятидесятых годов.

При этом он довольствовался «всего лишь» рядным 3,5-литровым шестицилиндровым двигателем о 90 «лошадях». В свою очередь «Чайка» построена на раме и оснащена гораздо более мощным двигателем.

Дизайн и габариты

Создателей гранда советского автомобилестроения вдохновляли величественные американские «крейсеры». Результат творческих поисков в заокеанской культуре восхищает по сей день — «Чайка» удивительным образом сочетает в себе парадность и помпезность со строгостью. Принято считать, что наибольшее влияние на ее облик оказали Packard Patrician и Packard Caribbean с кузовами хардтоп-купе и кабриолет.

Тем не менее, в деталировки прослеживаются черты других автомобилей Нового Света. Например, оформление задней части «Чайки» вызывает определенные ассоциации с Lincoln Capri второй половины пятидесятых годов.

Практически одновременно с ГАЗ-13 появился ЗИЛ-111, подозрительно напоминавший нижегородскую «птицу». Сходство не случайное — над седанами работал легендарный художник Лев Еремеев.

Размеры «Чайки» грандиозны под стать дизайну. Длина равна 5600 мм, колесная база — 3250 мм, ширина — 2000 мм, высота — 1620 мм.

Двигатель

ГАЗ-13 «Чайка» красив как Аполлон, хотя придирчивые граждане могут счесть его эстетику немного вторичной на фоне американских законодателей дизайнерской моды. Зато с инженерной точки зрения он отнюдь не выглядел жалким подобием заокеанской техники, несмотря на явные аналогии. Наследник ЗИМа получил V-образную «восьмерку» — как говорится, если похож на «американца», то изволь соответствовать. В действительности имело место не просто концептуальное сходство. Мотор «Чайки» создавался с оглядкой на крайслеровский двигатель, но при этом агрегат прообраза казался обыденностью на фоне отечественной разработки.

Главная особенность заключалась в материале. Никакого чугуна, только алюминий! Из «крылатого металла» изготовили не только блок цилиндров и головки блока и впускной коллектор, но даже поршни, что являлось уникальным решением в разрезе мирового автомобилестроения. Рабочий объем серийного чайковского V8 равен 5,5 литрам. Мощность — 195 л.с. крутящий момент — 412 Нм при 2200 об/мин. Интересно, что первоначально рассматривался 4,9-литровый вариант о 180 «лошадях», но его по итогам тестов сочли слабоватым.

Коробка передач

Хотелось бы назвать ГАЗ-13 первым советским автомобилем с гидромеханической автоматической коробкой передач, но таковым является «двадцать первая» «Волга». За несколько лет до начала производства «Чайки» завод начал производить «автоматическую» версию ГАЗ-21. Кроме того, почти одновременно дебютировал ЗИЛ-111 с АКП. Интересно, что управление режимами организовано с помощью кнопок как у «автомата» Chrysler PowerFlite, а не традиционным селектором. Нажатием клавиши с буквой Н агрегат переводится в «нейтраль». Д — движение, ЗХ — задний ход. Режим Т позволяет тормозить двигателем на первой передаче.

Рама и подвеска

Следующая уникальная особенность автомобиля для высокопоставленных государственных лиц заключается в силовой структуре. Она не традиционная лонжеронная, а более легкая X-образная без боковых продольных «брусьев». Подобное решение было в диковинку, ей не могло похвастаться большинство американских современников ГАЗ-13, за исключением таких дорожных линкоров, как, например, Cadillac Eldorado.

Подвеска напротив традиционна. Спереди схема на двойных поперечных рычагах с обычными пружинами и амортизаторами. Сзади мост на продольных рессорах. Для сравнения, компания Cadillac предлагала в качестве упругих элементов пневмобаллоны.

Модификации

Наиболее распространенным вариантом «Чайки» был лимузин: седан с семиместным трехрядным салоном без отделяющей водителя и пассажирский отсек перегородки. Такие версии шли выпускались с самого начала производства, с 1959 года.

В 1961 году начался выпуск ГАЗ-13А с перегородкой. Тогда же появился ГАЗ-13Б, роскошный шестиместный кабриолет (фаэтон) без рамок боковых стекол и с мягким складным верхом, который опускался и поднимался посредством электрогидравлического привода. Уникальная и очень редкая вещь!

О санитарном универсале ГАЗ-13С, известном под прозвищем «Черный доктор», следует рассказать особо. Он появился в начале семидесятых годов для обслуживания Объединенной спецбольницы с поликлиникой в составе Четвертого главного управления при Минздраве СССР. Для госпитализации министров и других представителей номенклатуры решили использовать не абы что, а спецверсию «Чайки». Снаружи «Черный доктор» выглядел потрясающе красивым универсалом. Почти ничто в его облике не выдавало непосредственное предназначение. Высокая крыша, без которой машина «скорой помощи» немыслима, не испортила силуэт. Дело в том, что ГАЗ-13С задумывался автомобилем транспортировки чиновников до лечебного заведения, но не в качестве спецмашины с медицинским оборудованием для экстренной помощи.

Производством мелкосерийных универсалов занималось не Горьковское предприятие, а РАФ (Рижская автомобильная фабрика). Прибалтийское предприятие имело опыт создания особых версий и располагало цехом для сборки подобной штучной техники. С 1973 по 1982 годы оно приняло порядка двух десятков лимузинов. Трансформации затрагивали крышу и боковое остекление. Устанавливалась подъемная пятая дверь.

Социальный статус

Другим заслуживающим упоминания интересным фактом о ГАЗ-13 «Чайка» является его сфера применения. Казалось бы, что все очевидно. Ориентация строго на власть имущих, помпезный облик, технические новшества, включая первые в СССР бескамерные шины и опции высочайшего уровня комфорта, включая гидроусилитель, электростеклоподъемники, пятидиапазонный радиоприемник и электропривод антенны, проводили черту между «Чайкой» и основной массой советских легковушек.

Простые смертные в принципе не могли купить ГАЗ-13. Для сравнения — ЗИМ находился в свободной продаже, но приобрести люксовую машину было непосильной задачей для рядовых советских граждан, ибо он стоил заоблачные 40 000 рублей. Впрочем, на списанной с госслужбы «Чайке» за немалую сумму могли прокатиться молодожены.

Объемы выпуска

ГАЗ-13 «Чайка» выпускался с осени 1958 по весну 1981 года. За более чем два десятилетия завод сподобился лишь на 3189 экземпляров.

Для сравнения, за период с 1949 по 1959 год произвели втрое больше ЗИМ/ГАЗ-12 всех модификаций — 21 527 штук.