Статьи5 мин.

Пройдут везде: 8 советских супервездеходов, которыми стоит гордиться

Вспоминаем экстремальные машины с уникальными внедорожным потенциалом

ЗиЛ-4906 "Синяя Птица"

Автомобилестроение СССР — парадоксальное явление. Легковушек было не так уж и много, чего не скажешь про грузовики, внедорожники и всевозможные машины особого назначения. Одни из самых потрясающих творений отечественных конструкторов предназначались для тяжелых эксплуатационных условий вдали от цивилизации и асфальтовых дорог. Их анатомия и возможности находятся за пределами добра и зла.

ГАЗ-47

Гусеничный снегоболотоход для Сибири, Заполярья и других регионов с непростыми климатическими и дорожными условиями (выпускался с 1954 по 1964 год) проектировали с учетом опыта производства легких танков Т-60 и Т-70 времен Великой отечественной войны. Применялся в нефтегазовой отрасли, аварийно-спасательных службах, народном хозяйстве, армии и других сферах. Конструкция ГАЗ-47 довольно неожиданная: бензиновый 3,5-литровый двигатель мощностью 74 л.с. размещен перед кабиной и вращает передние колеса. Да-да, «сорок седьмой» по сути переднеприводник! Грузоподъемность — 1 тонна. Низкое удельное давление на грунт обеспечивает отличную проходимость. ГАЗ-47 нипочем даже глубокий снег!

Урал-5920

Миасские грузовики можно встретить по всей России, а вот модель с индексом 5920 — штука редкая. Ferrari попадается на глаза чаще. Гусеничный снегоболотоходный транспортер длиной почти десять метров выглядит он необычно — кабина и грузовая платформа словно парят над четырьмя короткими гусеницами. Конструкторы использовали их вместо пары длинных гусениц для улучшения маневренности. Обратите внимание на опорные катки автомобильного типа. Они не боятся проколов, так как заполнены не воздухом, а специальным, напоминающим губку составом. Урал-5920 весит 22,5 тонны, берет на борт еще 8 тонн и творит чудеса на пересеченной местности. Например, его не страшат 1,8-метровые броды! Выпуск продолжался всего лишь с 1985 по 1989 год.

АТ-Т

Скупое канцелярское название монстра Харьковского машиностроительного завода расшифровывается как «артиллерийский тягач тяжелый». Другое обозначение — «изделие 401». Машина и впрямь очень увесистая: весит 20 тонн и при этом утащит за собой 25-тонный прицеп. Ее главная сфера применения — буксировка артиллерийских и ракетных систем, 130-миллиметровых зенитных пушек и других орудий. Не каждый вездеход осилит такую ношу, поэтому в шасси применили компоненты танка Т-54 и дизельный двигатель V12 мощностью 415 л.с. от боевой техники. Кабина изначально от ЗИС-150/ЗИЛ-164, но модифицированная — расширенная и четырехместная. Машина выпускалась с 1947 по 1979 год.

ДТ-10 «Витязь»

© Виталий Кузьмин / Wikipedia

Детище Ишимбайского завода транспортного машиностроения поражает незаурядным конструктивом. Ключевая особенность — компоновка из двух звеньев. Первое — это отапливаемая и вентилируемая кабина на 4-7 человек и моторно-трансмиссионный отсек с 710-сильным наддувным дизельным агрегатом V12. Второе – кузов с тентом или платформа. Сложно устроенный поворотно-сцепной узел (в частности, он имеет управляемые гидроцилиндры вертикального и горизонтального складывания) обеспечивает высокую маневренность, хорошую плавность хода и беспрецедентную проходимость. «Витязь» способен преодолевать стены высотой до полутора метров и четырехметровые рвы. Титан весит 21 тонн, а его грузоподъемность — 10 тонн.

«Синяя птица»

Аварийно-спасательный комплекс с бесцветным официальным названием ЗиЛ-4906/49061 разработан для эвакуации в цивилизацию приземлившихся космонавтов. Первоначально специальное конструкторское бюро во главе с легендарным инженером внедорожной техники Виталием Андреевичем Грачевым построило огромный поисковый вездеход с двумя 7,0-литровыми двигателями V8, двумя автоматическими коробками передач и бортовыми редукторами. На испытаниях он хорошо показал себя, но имел и недостатки. Например, не помещался в грузовой отсек военно-транспортного самолета. В СКБ поменяли концепцию и создали две более компактные машины. В состав отряда «Синяя птица» входила пассажирская версия и грузовик с крановой установкой и шнекороторным снегоболотоходом на платформе. Среди особенностей — 6,0-литровый двигатель V8, стеклопластиковый кузов, независимая торсионная подвеска всех колес, полноуправляемое шасси и пару гребных винтов для движения по воде. Производство стартовало в 1980-м и продолжался до 1991 года.

ШСГ-401

Гигантский снегоболотоход с камазовской кабиной и четырьмя гусеницами впечатляет и подавляет габаритами. Его длина — свыше 15 м, ширина немногим менее 4 метров, а высота превышает 4 метра. Платформа размерами 9,56x3,2 метра готова принять груз массой до 40 тонн — компоненты буровых вышек, трубы большого диаметра, контейнеры, строительные материалы, строительную технику и другие крупногабаритные объект. Дизельный двигатель V12 мощностью 500 л.с. вывезет! Сложно представить себе распутицу, в которой увязнет ШСГ-401. Вездеходу с полуметровым дорожным просветом нипочем даже броды под два метра!

«Тюмень»

Официальное название сочлененного болотохода поистине изуверское – БТ361А-01. Чудище было разработано в СКБ «Газстроймашина» и выпускалось на Кропоткинском экспериментальном машиностроительном заводе в восьмидесятые годы. Дизельный двигатель ЯМЗ-240БМ V12 мощностью 300 л.с. известен по трактору «Кировец». Кабина, кстати, тоже от него. Коробка передач механическая 16-ступенчатая четырехрежимная с переключением посредством гидравлической системы без разрыва потока мощности. Оцените размеры «Тюмени» — длина 15,56 метра, ширина — 3,74 метра, высота — 3,76 метра. Дорожный просвет — 600 мм, примерно втрое выше, чем у среднестатистических SUV. Еще больше изумляет снаряженная масса 46 тонн и грузоподъемность 36 тонн. Полная масса — 82 тонны!

«Ямал»

Завершает наш обзор поразительный СВГ-701 «Ямал» восьмидесятых годов, смахивающий не то на дракона, не то на футуристическую технику для покорения Марса. В его разработке принимала участие канадская компания Foremost и это далеко не единственная интересная особенность. Среди перечисленных выше вездеходов есть здоровяки, но на фоне «Ямала» они покажутся малышами. Его длина – 20,5 метров (платформа — 12,5 метров), ширина — 4,7 метра, высота — 4,5 метра. Об ультимативной проходимости позволяет судить 2,6-метровая глубина преодолеваемого брода и клиренс более полуметра. V-образная «восьмерка» Detroit Diesel мощностью 715 л.с. применена не случайно. Несмотря на кажущуюся легкость, спроектированный для обслуживания нефтяных месторождений СВГ-701 имеет снаряженную массу — внимание! — 97,5 тонн! И мог брать на борт до 70 тонн груза. Топливный бак 2120 литров обеспечивал запас хода в 700 километров. Жаль, «Ямал» так и не стал серийным. Построено лишь два экспериментальных экземпляра.