Статьи4 мин.

10 позорных истребителей в истории: в том числе отечественные

Ни одна страна в мире не хотела бы принимать их на вооружение
Во времена Второй мировой войны военно-воздушные силы играли ключевую роль в успехе каждой из сторон. Но не все стремительные истребители были лучше своих собратьев. Иногда некоторые самолеты даже оказывались более опасными для своих пилотов, чем для противника. Истребитель должен быть быстрым и смертоносным. В этой подборке 10 самолетов, которые оказались противоположностью этому.

F-85 Goblin

Этот грандиозный эксперимент провалился. Гоблин был создан для перевозки на бомбардировщике или дирижабле. Он настолько мал, что достаточно большой самолет может даже перевозить его в своем бомбоотсеке. И как только крошечный топливный бак пустел, Гоблин должен был цепляться за самолет и использовать его в качестве такси. Но это не сработало.

Микоян-Гуревич МиГ-23

МиГ-23 Flogger был российским аналогом американских самолетов F-4 и F-111. Последние два самолета были одновременно мощными и достаточно маневренными, чтобы выполнять функции атаки и перехвата. Flogger тоже был мощным. Но по маневренности он не мог сравниться с ними. США поручили пилотам «Красного орла» выяснить возможности МиГ-23, они сообщили, что этот истребитель — катастрофа, которая только и ждет, чтобы случиться. Он большой, тяжелый и имеет отрицательные отзывы о службе в Сирии, Ираке и Ливии. Логично, что он был снят с вооружения раньше, чем его предшественник, легендарный МиГ-21.

Лавочкин-Горбунов-Гудков ЛаГГ-3

Во время немецкого вторжения в 1941 году ЛаГГ-3 был главным истребителем советских ВВС. Но он был настолько неудачным, что летчики прозвали его «лакированным гарантированным гробом», обыграв аббревиатуру истребителя. Он был представлен через пять лет после Bf-109. Однако ЛаГГ-3 был практически неэффективен в бою против своего аналога. Его катастрофическое сочетание легкой деревянной конструкции и маломощного двигателя означало, что он с трудом добивался тактического преимущества против более мощных немецких истребителей и разбивался при повреждении.

Royal B.E.2

Это был один из первых истребителей, запущенных в промышленное производство. Его собирали в течение семи лет, и за это время он и научил будущих конструкторов боевых самолетов, каких ошибок следует избегать: плохой обзор, низкая надежность, малая скорость, слабое вооружение, сложность в управлении.

Brewster Buffalo

Buffalo появился одновременно с Mitsubishi A6M Zero и Bf-109. Эти два самолета значительно превосходили Buffalo как в летных маневрах, так и в боевых возможностях. Пилоты морской пехоты прозвали его «летающим гробом» после участия в битве за Мидуэй. В довершение ко всему, Buffalo плохо показал себя при высоких температурах в тропиках, где он принимал участие в боевых действиях. США быстро сняли его с вооружения и заменили на Grumman F4F Wildcat.

Vought F7U Cutlass

Этот истребитель можно описать двумя словами — ненадежный и маломощный. Другие страны уже производили гладкие и аэродинамичные истребители, обеспечивающие более высокую скорость и маневренность. А у F7U был приподнятый нос, чтобы освободить место для сложного и ненадежного шасси. Оно имело тенденцию разрушаться при посадке. Частой проблемой было заклинивание управляющих поверхностей, а огромное количество поломок превратило самолет в позорное недоразумение, которое было медленным и не пугало врагов.

McDonnell F3H Demon

F3H Demon выглядел более традиционно, чем упомянутый выше Cutlass. Но это единственное его преимущество перед F7U. F3H Demon — одномоторный истребитель-носитель. Такому самолету нужен надежный двигатель, но у него его не было. Когда ненадежный двигатель выходит из строя, у пилота остается единственный выход — катапультное кресло, но даже оно иногда не срабатывало. Это большой тревожный сигнал, который нельзя игнорировать. Военные сняли с вооружения F3H Demon еще до войны во Вьетнаме.

F-102 Delta Dagger

В 1950-х годах рост сил дальних бомбардировщиков привел к созданию множества быстрых реактивных перехватчиков. F-102 Delta Dagger, он же Deuce, сначала не смог достичь сверхзвуковой скорости, что привело к серьезным усилиям по его переделке. А затем он становился неуправляемым на большой высоте, и это было проблемой для перехватчика, созданного для отслеживания высоко летящих бомбардировщиков. Еще одна попытка перепроектирования привела к созданию F-106 Delta Dart, значительно более способного самолета. Во время Вьетнама ВВС попытались, но безуспешно, заставить F-102 выполнять функции бомбардировщика на малой высоте. Deuce был быстро переведен на службу в Национальную воздушную гвардию, а большинство самолетов в итоге использовались в качестве беспилотников-мишеней.

Торпедоносец-бомбардировщик Vickers

Включение в этот список одного из самых первых истребителей в истории может показаться смелым шагом, но его склонность к неустранимому вхождению в штопор позволила внести его в подборку. Садиться он мог только при пустом баке, при этом без конца пытался приземлиться на нос — характерная особенность конструкции. Пулемет сильно загораживал пилоту обзор, им было трудно управлять, при этом еще и боковая устойчивость была ужасной. Неудивительно, что он не справлялся со своими способностями и быстро был снят с вооружения.

Lockheed F-104

Lockheed F-104 служил в различных ВВС, начиная с 1958 года. Но ему не хватало дальности и грузоподъемности хорошего перехватчика. Для своего времени это был достойный истребитель сам по себе, но он попадал в такое количество аварий, что сложно представить, как пилоты по собственной воле садились за его штурвал. Это число было больше, чем у любого другого истребителя серии Century того времени. Однако у канадских и немецких войск дела обстояли гораздо хуже. Чаще всего виновником аварии была малая площадь крыла. Истребитель, который не может гарантировать безопасность собственного пилота, не годится.

По материалам hotcars.com